Австрийский режиссерский дуэт Вероники Франц и Северина Фиала, недавно вломившие зрителю поддых своим обманчивым хоррором «Спокойной ночи, мамочка», уверенно поднимает ставки. Выход из австрийской провинции на уровень американо-британского кинопроизводства прошел безо всяких раскачек и сразу сильно. Несмотря на то, что певучий немецкий язык больше не ласкает слух на сценах безжалостного садизма, жесткая хватка авторов все равно чувствуется отчетливо. Безо всяких угодливых заигрываний с мейнстримом – Вероника и Северин не изменили себе и выдали добротное авторское кино. «The Lodge». В своем стиле, который уже стал узнаваемым.
Если уж совсем по-честному, то фильмы странной австрийской парочки нельзя называть хоррорами. Они снимают кино про жизнь и делают это здорово. Кто ж виноват, что жизнь, она иной раз вот такая. Паршивая. Что в «Мамочке» хоррор – про несчастную бабу, у которой развалилась семья, давят долги. Дети неспособны принять крушение своего детства. Разъедаются злобой самые близкие связи. И безумие слабых людей выпускает в этот мир настоящий ужас.
Так и в «The Lodge». Который у нас упорно именуют «Сторожкой». Ну, какая же это, блядь, сторожка. Кто там кого сторожит? Хороший двухэтажный загородный домик в живописном лесу. С каминным залом и спальнями. Нихера себе, сторожка! «Домик», скорее. Впрочем, по существу вопроса. Точно такие же эмоциональные декорации – разлом семьи, отчаянье, непонимание. Все те же ключи, которые могут открыть двери в настоящий ад. Если ими обращаться малодушно или беспечно.
– Держи пистолет, дорогая. Если че – отстреливайся дня три-четыре, а я пока за подмогой!
Персонажи оказываются в критично конфликтной ситуации. Загородный пикник в «Сторожке» (пикник, бля, в сторожке!!!) оставил наедине людей, между которыми ледяная пропасть. Дети рухнувшего брака и молодая разлучница. Каждая из сторон ощущает себя жертвой. Но вот кто же в итоге станет хищником? Ведь за каждой из сторон стоит могучая сила из прошлого. Быть может, даже сверхъестественная?
– Испытание на прочность зловещими силами требует максимальной решительности. Придется переступить через границы.
Есть небольшая проблема в написании рецензий на фильмы злобного австрийского дабл-тим. Очень крутые истории. Нет никакого желания портить впечатления будущим зрителям намеками. Когда пазл «Домика» складывается, то остается только выкинуть карандаш, которым помечал нестыковки. Здорово проработанный сюжет. Хотя, я еще на «Мамочке» заметил, что сметливый бабский глаз вскрывает эту «загадку» буквально за пару сцен. Животное чутьё на такие сюжеты. С «Домиком» немного иначе. Он сам выкладывает карты задолго до кульминации. И ведет зрителя на эту кульминацию как на расстрел.
– Так где же настоящее Зло? Снаружи? Или внутри?
Я не знаю, как к этому относиться. Сердце, конечно, просит взрывной развязки, а не обреченного забоя. Пусть даже и брутального. Но, с другой стороны, дело сделано. Поздно плакать и метаться. Неотвратимость неизбежна. Страшно? Хочется всё исправить и забыть? Ну уж нет. Чудовищная расправа оборачивается еще более чудовищной расплатой для тех, кто вынес свой вердикт жертве. И всё это в ледяном безмолвии заснеженного «Домика».
– Неужели – все умрём?
Очень понравилось, что Вероника Франц и Северин Фиала не стали заигрывать со зрителем, не пытались ему понравиться. Этот фильм – не прорыв их потенциалов. Там чувствуется приличный запас. В моем личном рейтинге супер-проспектов современного хоррора ситуация сейчас следующая.
- Ари Арисер со своим андеграунд-хитом «Солнцестояние».
- Роберт Эггерс, сверкнувший «Маяком» (неужели придется писать рецензию?!)
- Вероника Франц и Северин Фиала – в любой момент готовые предъявить права на чемпионство.
- Оз Перкинс, жалко обосравшийся с модненьким мейнстримом.
Именно их зарубы между собой и дадут самое крутое хоррор-кино в ближайшее обозримое время. Потому что, правильный хоррор должен дать качественную драму. Жизненную и узнаваемую. А это уже навык не конвейерного слэшера или пукалок Джеймса Вана. Здесь нужен талант. А таланту нужно развитие. И смелость. Посмотрим. Пока что выглядит обнадеживающе. Фильм рекомендую к просмотру.
P.S. Убитую горем маму в прологе фильма играет Олеська Сильверстоун. Если вы ее не узнали, то я вам напомню:
1 Комментарий
Был уверен, что Вам понравится! Мощнейшее кино, большая редкость.
Звуки, атмосфера тоскливой мглы короткого зимнего дня, почти полное отсутствие музыки – все направлено на исполнение задумки авторов.
Круто.
Олеську не узнал даже, вообще на себя не похожа.
Я вообще сначала подумал, что с ума сошел, типа как это Райли Кео так изменилась со времён бешеного Макса.
Потом уже увидел, отпустило.