Terrifier 2: Вдвойне Ужасающий

Долгожданный “Ужасающий-2” (Terrifier-2, 2022)  до последнего был Интригующим. Прошлый фильм был снят за сто тысяч долларов в одном сарае и произвел неизгладимое впечатление. Но требовал шлифовки и масштаба.  Второй же фильм шиковал уже на блокбастерные 250 тысяч баксов бюджета и стал ядерной бомбой сегодняшнего проката – вломившись в десятку бокс-оффиса со всё ещё разгоняющейся  кассой на миллионы. Режиссер Дэмиен Леоне перешел важную черту – его чистейший андеграунд оказался ярким настолько, что перед ним распахнулся золотой мейнстрим. Но автор и сам пошел навстречу этому успеху ценой некоторых уступок. Создана большая хоррор-франшиза уровня таких монстров  как Фредди Крюгер и Джейсон Вурхис. Кто и как будет развивать её дальше? Как далеко дадут зайти талантливому Леоне, если он уже сейчас с пониманием относится к новым правилам игры?

– Смерть ей к лицу.

История кровожадного Клоуна Арта уходит корнями в первые робкие кино-эксперименты Леоне – этот персонаж не давал автору покоя ещё со времен студенческих короткометражек. Соответственно – к своему полноценному дебюту Монстр подошел продуманным и подготовленным – динамичная компиляция ярких  идей, вдохновленных сильными оригиналами.

– Малобюджетное восхождение Супер-Монстра.

Есть несколько составляющих этого успеха.  Дэмиен Леоне очень любит комиксы про Джокера, но готов пойти глубже и дать этому персонажу всю полноту хоррорного безумия. Леоне очень любит классику ужасов и гениально работает с гримом и олдскульными спецэффектами. Режиссер понимает важность яркой харизмы, и его Клоун выдает мощнейший черный юмор, как минимум, не хуже Фредди Крюгера. И последнее по списку, но главное по сути – это просто талантливый постановщик, у которого кадр живет сам по себе, зритель вынужден верить в каждую деталь, в каждого персонажа.

– Реальная жизнь, в которую вторгается настоящее Зло.

И получается настоящее погружение.  Причем, в мир шокирующего кошмара. Достоверность обстановки играет со зрителем злую шутку. Сопереживание обостряет саспенс и хоррор.  Здесь нет смакования фальшивых говнищ высосанной из пальца “Пилы”  – расправы столь же гротескны, сколь и бесчеловечны.  Дедушка Крюгер был лишь романтичным шутником-маньяком. Клоун Арт же на черном юморе выдает уровень настоящего средневекового палача. Ему скучно просто убить – провоцирует жертву на живые эмоции, оживляет процесс артистическим шиком и эффектной театральностью.

– Вы все лишь актеры этого кровавого спектакля.

Насилие, увечья и убийство – для него естественные средства коммуникации. Примерно как у незамутненных детей природы в “Ад каннибаллов” – вроде и снято сто лет назад за три копейки, а до сих пор выглядит актуально. Актеры не стесняются порнографической наготы, а жестокие ритуальные убийства – лишь часть привычного быта. Когда в кадре рубят башку живой черепахе, а она дергает лапами в судорогах, то понимаешь, что такое кино больше уже не снимают, ушла эпоха. Клоун Арт, как замысел, явно вырос на таких фильмах и напитан ими. Поэтому, ему не нужно выдавать в кадре натужные кривляния Пеннивайза – он прекрасен на своем очень харизматичном темном кураже.

Фильм наполнен крутыми пасхалками:

– Правильные постеры на стене в комнате подростка.

– Всё взаимосвязано. Этот фильм – осколок артефакта забытой цивилизации.

Фильм не раскрыл все секреты Арта – его мифология еще ждет своих экранизаций. Но и из первой серии мы уже знаем, что его сущность – нечеловеческое зло. Его нельзя победить. В прошлом фильме это было главным шоком – столько страданий и жестоких испытаний, главный персонаж прошел через настоящий ад, но финал был таким, что лучше было умереть сразу, не мучать себя надеждами. Шутки Арта иногда ставят его на грань человечности, создается иллюзия, что он может испытывать симпатию и сочувствие к той или иной жертве, что у него есть слабости, которые дадут шанс на спасение. А их нет. Это Зло, которое выжмет досуха все твои эмоции, лишит всех надежд, а потом разорвет самым страшным образом. И если даже оставит живым – то это будет гораздо страшнее смерти.

– В качестве маскарадного костюма в фильме мелькает образ величайшего реслера Луча Либре.

– А в камео сцены после титров засветился современный реслер Крис Джерико.

Сиквел – типичный хэллоуин-слэшер, но по-настоящему эталонный. Который лишен всякого намека на пошлость заезженных шаблонов. Фильм начинается как типичная семейная драма. Мать-одиночка, школьные проблемы детей, молодежные тусовки. И всем веришь, каждый персонаж убедителен и интересен – можно было с удовольствием смотреть без клоуна и хоррора. Когда затюканная подбухивающая мама визжит на детей-придурков, а они скептически закатывают глазки, или когда училка с трудом сдерживается, чтобы не уебать очередному малолетнему придурку в классе – кричишь прямо в экран: “Верю!”

– Добро пожаловать в Ад, мой достойный преемник.

 

Дэвид Ховард Торнтон – большая удача “Ужасающего”:

– Даже под маской должна скрываться харизматичная сильная личность – иначе маска не работает.

Но вот уже Клоун Арт страшно смешит беззаботных подростков, а значит сейчас начнется настоящая резня. В этом фильме Арт сотворил свой настоящий кровавый шедевр. Первую подругу главной героини он обстругал с такой творческой страстью, что я даже залюбовался. Мастер! Браво!

Неразрывная связь Метала и Хоррора:

– Буквальное воплощение текстов Дэт Метал.

Еще один крутой момент – кино очень стилизовано под атмосферные 80-е. Но не фальшивыми паричками  и попугайскими клёшами – здесь все как раз выглядят современно – а атмосферным музлом, VHS-зерном картинки и даже специфической озвучкой. Фильм кишит важными деталями как гнилой труп червями!

– Трейлер, который не спешит разбрасываться главными удачами фильма.

В этом кино практически всё жанрово безупречно, его просмотр –  это реальный праздник. Но выход из тухлой могилы андеграунда в широкий прокат имел свою цену. Конфликт главной героини и Арта подан довольно комиксово, хоть и без пошлятины модной бабомании. Предыстория создания хэллоуин-костюма девочки-ангела с мечом слишком поверхностна. Истоки этой силы неочевидны. Да, массовая культура уже намертво вдолбила зрителю все тухлые комикс-клише  и лишние пояснения не требуются. Но зачем разжижать всем этим кино совсем другого жанра? Я просто напомню, что продолжения “Кошмаров на улице Вязов” сильно ушли от оригинальной концепции, но там “Воины сна” были очень крутой идеей, все было сказочно, хоррорно и логично.

– Источники вдохновения прошлого должны питать страсть новых героев.

А здесь девочка, стегающая  монстра пряжкой по жопе, выглядит немного инородно. Можно было оставить все то же самое, но немного подкрутить историю.

– Подсказать как прищемить яйцо Кощею.

И было бы идеально.  И второй разочаровывающий момент – слишком скупыми мазками обозначен эротизм таких привлекательных баб. В 80-е это было железным правилом. Хоррор – это жанр молодого тестостерона, здесь легкое бесстыдство –  обязательная часть программы. Дэмиен и в этом моменте не стал идти на принцип – сексуализировать красивых женщин теперь запрещено в Голливуде даже в жанре ХХХR. Ну, и главное – Клоун не довел свою игру до конца. А ведь это было главной фишкой первого фильма. По сути – проявил слабость. По совпадению – именно тогда, когда вышел на большую кассу.

– Очень знакомый арт постера. 

– Вдохновение Силы.

– Вечная тема.

Да, Леоне уже снимает третий фильм про Арта. Который должен будет окончательно оформить мифологию культового Монстра, которая все еще неясна в интересных деталях. Сиквел уже сделал  следующий шаг от воскресающего мертвеца до психоделического кошмара, не имеющего физической формы. Уверен, что и триквел будет на уровне. Но на одного только Леоне я бы не стал рассчитывать –  прекрасно помним как именно Уэс Крейвен похоронил свои же “Кошмары” модным ироничным постмодернизмом.  Как мне кажется, Клоуну Арту в дальнейшем все таки потребуется поддержка новых творцов со свежими идеями. Вспомните режиссёров “Кошмаров на улице Вязов” на лучшем отрезке франшизы, с 3-й по 5-ю серию – там ведь сплошь культовые личности, ни одного случайного человека. Другой вопрос – где их сегодня взять, таких творцов – в условиях тотального опидарашивания кино-тусовки и вырождения любых проявлений авторской уникальности.

Передача Эстафеты Силы состоялась, встречайте нового Чемпиона:

– Символичный Хэллоуин.

6 комментариев

  1. dr.groove
    29.10.2022 - 06:48

    Отличная новость, Арт хорош, ждал продолжения.

    Ответить
  2. dr.groove
    02.11.2022 - 00:18

    Фильм отличный получился, несмотря на смазаный конец, однозначно – достойнейший представитель жанра.

    Ответить
    • Роман Щербина
      04.11.2022 - 17:54

      Если Арт и получит свои номинашки по приколу (а лысый Оскар страдает от отсутствия нормального кино и готов на эксцентричные ходы) то загубят всё дело в момент.

      Продолжения можно будет не смотреть.

      Ответить
  3. Ralphy
    04.11.2022 - 10:59

    Его у нас в синем на большом экране прокатывают!

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *