Александр Цыпкин сегодня настоящий любимец публики. Взрывной взлет из соцсетей в рекордные тиражи изданных книг, оттуда – на главные концертные площадки, где чтения его рассказов ломят аншлаги, с его творчеством уже активно экспериментирует киноиндустрия. И всё это за какие–то смешные несколько лет. Стремительное вторжение в российский творческий бомонд, весь цвет литературной и кинотеатральной тусовки ажиотажно крутится в водовороте Цыпкина. В общем, нужно было разобраться для себя – в какой пропорции сочетаются масштабы таланта и оверхайпа нового гига-стара.
– Двойной удар!
Выбор пал на культовые чтения мега-дуэта Цыпкин-Хабенский, который сегодня является вершиной авторского триумфа. Понятное дело, был интересен и сам формат мероприятия. Критично оценить силы Кости Хабенского. Ведь, так может статься, к Цыпкину капризная публика завтра резко охладеет – Хабенский мог бы логично переключиться на чтения «Гвоздей». Нужно было понять – тянет ли он против моего личного фаворита и кумира – Михи Ефремова.
Мероприятие было действительно элитным. За билеты харизматичные шутники зарядили тоже остроумно – тыщ за семь можно было посмотреть на двух читающих с бумажки мужиков через подзорную трубу из-за угла. Настроение у мега-старов было прекрасное, оба с удовольствием рисовались на сцене и упивались своей охуенностью. Дальше пошло само творчество.
Я скажу так. Внимание к Цыпкину вполне понятно. Живой язык, детали, интонации, вечные бытовые сюжеты в современных реалиях – все вместе дает эффектную картинку. Зрителю все понятно с полуслова, каждым рассказом он проживает маленькую историю. Веселую и грустную. Простую, но не банальную. Это однозначно не натужные пафосные порожняки снулого Гришковца и не компиляция бородатых мемасов от «Квартета И».
– На гребне волны хайпа.
Но, вместе с тем, в жанре рассказа – это, мягко говоря, не Шукшкин, не Зощенко и не Чехов. И дело даже не в замшелых авторитетах. Не в плане прямого сравнения с аллтайм грейтестами. У Цыпкина вполне может быть свой собственный уровень – не каждому дано гвоздить легендарные хитяги уровня «Лев и собачка». Лично мне показалось, что стиль выдержан не очень четко. Практически в каждом рассказе есть ощущение, что вот этот или тот сюжетный ход высосан из пальца – чисто спиздануть для красного словца. Чтобы повеселее было. В этом плане гротеск и бытовой реализм должны быть разграничены или гармонично сочетаемы. Иначе получается просто двухчасовой стендап-камеди душевного пиздабола. И у меня, в итоге, от чтений осталось именно такое впечатление.
На чтениях Цыпкина Костя Хабенский давал элитный уровень на автомате. Мастер. Можно, конечно, дать ему товарищеский «пуш» репертуаром «Гвоздей» – чисто на респекте к профессиональным навыкам. Но тут еще один момент. Чтения даже признанных мега-чтецов меня никогда не трогали – они читают про свое. Я же, когда читаю сам – вижу другие картинки. Но у меня желания купить и прочитать книгу Цыпкина так и не возникло. Хотя, я вообще к российской литературе новой волны отношусь равнодушно – сорокины, пелевины, минаевы. Все мимо. Так что на этом я с Цыпкиным и его творчеством для себя закончил. Любопытно, но не моё. Хотя все вокруг были счастливы – зритель у нас благодарный. Возможно, их мнение будет вам ближе.
2 комментария
Да, есть такое. Когда понимаешь что человек однозначно профессионал и довольно талантлив…но не цепляет лично тебя. Цыпкин ещё и очень эрудированный + логика работает. Видел случайно его в шоу Диброва про то, как стать миллионером. Он там все правильно раскладывал, даже когда не знал, но малодушно отступил, забрав деньги.
А с Хабенским у меня вышла похожая история. Затащила меня как-то сестра на спектакль Контрабас. Я даже не посмотрел что спектакль в одно лицо, и будучи с самолёта (прилетел в командировку), ломанулся прямиком в театр. Сюжет про задрота с комплексами я полностью осознал и предвосхитил минут за 15-20, а спектакль шел час с лишним без антракта. Уже через полчаса я чуть не взвыл от безысходной тоски в душняке на галёрке, и начал задавать вопросы, а будут ли на сцене ещё какие-нибудь люди? На что сестра в голос рассмеялась, и ответила что нет, не будет других людей, наслаждайся Константином до конца. Уважаю Хабенского, понимаю мозгом, что хороший актер, а вот не цепляет и все…А спектакль Контрабас вообще никому не советую! ))
Я с Контрабаса ушел через час.
Демонстративно, во время выступления.
Хотел еще ботинок на сцену кинуть, но не стал – и так переплатил за билеты.