Ни в чем так не видна разница между Металом и Роком/Блюзом/Джазом – как в барабанах. Прогресс был, естественно, постепенным. Отцы Рок-драмминга 70-х учились на рокенролльных хулиганах, блюзовых дедушках, фанковых бодрячках и джазовых монстрах. Которые всё придумали, ещё когда волосатых обкурков не было в проекте.
Кстати, отдельные моменты хорошего фильма «Whiplash» (2014) были срисованы со злобного Бадди Рича:
Который всех рокеров считал пездарным говном!
– Не умеешь играть – пиздуй в Рок-группу!
Грейтестом рок-драмминга, на которого равняются до сих пор, был Джон Бонэм из Led Zeppelin.:
– Стена грохота!
Он дал классический рок-саунд – массивный, свободный, качающий. Конечно, Бонэм был не один такой великий. Были и технари, дрочившие на джаз в прог-командах, и драйвовые хард-рокеры, державшие крепкий ритм, и шоумены-зажиги. Но будущие металисты особо колбасились под ещё пару-тройку рокеров, кроме Бонэма.
Кози Пауэлл (Cozy Powell):
– Жесткая рубка!
Рубивший прото-метал с Блэкмором в Rainbow. Силовой, жёсткий, ударный.
Нил Пирт (Neil Peart):
– Как стать мушкетёром.
– Каналья. Тысяча чертей!
Лошарик из культовой там нёрд-прог-команды Rush, которую никто в нашей стране не слушал. Технарь, для тех, кто хотел посложнее.
Томми Олдридж (Tommy Aldridge):
– Разгром тишины!
Глэм-зажига, игравший со всеми – от Гари Мура до Оззи. Пионер стандарта Метала – сдвоенной бочки, когда ударник пинает бас-барабаны сразу двумя ногами.
Терри Боззио (Terry Bozzio) – универсальный фантазёр, расширявший сознание экспериментами с креативным звуковым маньяком Фрэнком Заппой. Для любителей настоящих хардкорных скиллов.
– Ещё вопросы есть?
Но как мы уже говорили – ключевым моментом отделения Метала от Рока стал уход от шахтерской вони. Импровизации, расслабленность, фанк-джазовый грув – всё то, к чему стремились рокеры – всего этого нет в Метале. Это произошло не только по чисто музыкальным причинам. Но и по, так сказать, идейным. Ментальность Панка отрицала рок-«звёздность» – ты один из нас, такой же фанат, только на сцене.
Метал, особенно Экстремальный, намного менее индивидуален, чем Рок. Как говорили «Мановар» – группа это собирательный образ Силы.
– Тяжкие биты Молота Судьбы!
Мега-гитарист? Крутой барабашка? Голосистый вокалист? Техничный басист? Успокойся. Фанаты тебя сами выделят и безо всяких понтов, если надо. Что видно на примере многих известных групп – той же “Металлики”, например. Где рубили четыре равноценных трешера. Но Клифф Бёртон соляжил с первых выступлений – просто потому что все видели и принимали его талант.
Плюс суровые реалии Андеграунда. Выступления в Метале короткие. Никто не даст по 3 часа в засранном клубе творить Искусство. Там десятки таких же голодных команд в очереди. Вышел, разорвал толпу, ушёл – следующий. И нужно учитывать специфику публики и жанра. Пипл не пришёл тонко прочувствовать деликатное шуршание джазовых щёточек. Или насладиться воздушной импровизацией под звон хрустальных бокалов с вином. Бухие подростки и орущие байкеры хотят Угар. Поэтому и соляги, если они вообще есть, должны быть в тему – короткие и яркие.
Ну, и никто тупо не потянет марафонские 3-х часовые выступления дэт-мяса и грайндкор-брутала. Где и произошли главные сдвиги Барабанной Рубки. К чему мы наконец-то подошли!
– Я покажу тебе Метал, детка!
– Не слишком ли смелое обещание для барабанщика с такой маленькой палочкой?
– Важен не размер палочки!
– А страсть мастерства неистовой перкуссии!
Ничего нового технически Метал, конечно, принести не мог. Всё уже было придумано ещё во времена Чарли Чаплина и негров с плантаций.
Да и в целом из-за особенностей жанра всё, на первый взгляд, только ещё больше упростилось – даже по сравнению с рокерами. На первом плане херачат гитаристы и визжит фронтмен, а барабашка на заднем плане держит ритм. Опять же, «Металлика» свободно стала P4P#1 Метала, играя скоростной Треш даже с заурядным Ларсом.
– Выкиньте этот обрубок из группы! А то он вам набарабанит!
Плюс, в некоторых жанрах типа блэк-матела – рукожопость даже могла стать фишкой! Например, барабашка легенд блэка Darkthrone нарочно стучал как дебил! Потому, что это давало Атмосферу Зла!
Так что требования к метал-барабашке были вроде как просты – Мощь и Огонь.
– И немножко селебритинга.
Чтобы было понятней. Барабанщик Самой Мужской Группы Всех Времён, Manowar, Scott Columbus – попал в группу, потому что у него была репутация – что он ломает обычные ударные и только сталь держит его удар!
– Усы Силы.
Взрыв Метала запустил ударную волну Экстрима. Пацаны в косухах рубили всё злобнее и быстрее. Простых рок-ритмов не хватало, нужно было пойти deeper. Тут было как в культуризме в 80-е – упражнения и сплиты всем понятны, но было где усилиться в мега-массе.
– Цель – только максимум.
– Поднажми, Ларс! Не отставай!
Да, джазисты были первыми, но тупые металисты вдохновлялись не ихними ля-мижорами. Поворотной оллтайм-хитягой стал прорывной double-bass-драмминг от харизматичного барабашки всё тех же Motorhead.
Фил Тейлор (Phlthy Animal Phil Taylor):
– Накочегарил “Моторхедам” скоростного драйва.
– Гашу по тарелкам как сумасшедший!
Что типично для Моторхера – всё получилось случайно и неметалично. Тэйлор фанатом Метала не был – для него все эти тру-металисты были вчерашние пацаны-фанаты. Играл он быстро, просто потому что был такой по жизни.
Просто на интерес долбил две бочки на репе, Лемми и Эдди подключились, получился революционный Overkill.
– Плотно пошло!
– Хитяжим наповал, без промаха.
Эффект Overkill’а был исторический – он показал Путь всему Экстремальному Металу.
Через 5 лет новый рекорд скорости установил Дэйв Ломбардо (Dave Lombardo) из многонационального ансамбля Slayer.
– Адский темп и панчерная ударка!
Ломбардо установил эталон экстремального драмминга, на который равняются до сих пор – скорость, четкость, техника.
– Чей это мальчик?
Альбом «Reign In Blood» с хирургически точным Ломбардо многими считается вершиной чистого Треша.
Но когда «Меташка» ещё только мечтала о продажном кантри – в конце 80-х уже выросло новое поколение бруталистов, толкнувших барабанные скиллы на экстремальный уровень. Дэт-Метал и Грайндкор закончили эволюцию метал-драмминга новым элементом – бласт-битами. Тут опять же джазисты загундосят, что всё придумали они.
Хардкорное дудение:
И это так. Но! Экстрим тупые металисты взяли у старшего брата – Панка. Нет, не у попсовых ебланов из Sex Pistols, а у труёвых хардкор-панков из американских, британских и европейских команд. Которые уже в начале 80-х рубили максимально быстро и хаотично.
Из хардкор-панка родился один из самых жестких и принципиально некоммерческих стилей.
Grindcore:
Про который металисты и панки спорят до сих пор – Грайндкор это панк или метал?! Из Грайнда в Дэт-Метал попали бласт-биты – как максимально экстремальный элемент драмминга. Для придачи саунду эффекта тяжёлой стены звука и нечеловеческой скорости. Британская группа Napalm Death стала лицом Грайндкора и популяризировала бласт-биты. И даже вышла за пределы андеграунда в метал-мейнстрим.
Параллельно с ними из грайнд-команды к Отцам Дэт-Метала «Morbid Angel» пришёл второй по влиятельности после Ломбардо барабанщик экстремального метала.
Пит Сэндовал (Pete “Commando” Sandoval):
– Вдохновение шума!
По легенде над Петей как-то пошутили одногруппники – поставили ему запись драм-машины и сказали, что это крутой барабашка, который играет быстрее тебя. На следующий день его нашли в студии в луже пота – он обогнал машину.
Сандовал стал стандартом экстремального драмминга – это уже отдельная от рока и его корней школа. Сравнивать тут с джазистами уже нет смысла – это, примерно, как сравнивать драг-рейсинг с Формулой 1. Да, метал-барабанщики ограничены, зажаты и одномерны – но они ориентированы на другое.
Душевный джазец:
И да, мы нарочно не трогали прог-дрочил – там есть и мега-технари, и фанаты джаза, и выпускники колледжей. Но Статья не про лекарство от бессонницы!
А закончим мы убийственным фаталити критиков! Страшное комбо классики и брутала – снимающее все вопросы о принадлежности Метала к Высокому Искусству. Вершина Мелодичной Музыки. На барабанах великий Francesco Paoli – более известный среди миллионов поклонников симфоний как…
…Speedesco Blastoli:
– Добавим в юный Метал немного бетховенского олдскула.
– Спокоен за потомков. Выросла достойная смена!
Предыдущие статьи цикла:
4 комментария
Филимон Тэйлор – один из самых харизматичных и недооцененных ударников в роке вообще. От себя бы добавил барабанщиков Accept – два Штефана: Кауфманн (член золотого состава, не забываем про Fast as a Shark, от которой Ларс Ульрих в свое время прикуел и сказал, что нас эти немцы опередили), Шварцманн (пришел после Кауфа и поиграл на трех альбомах в “регененированном” Акцепте) и нынешний барабанный дьявол Кристофер Уильямс, сменивший Шварца. Нереально крут.
Можно нвспомнить и больше достойных барабашек, конечно.
Но тут как и в статьях про муай-тай – если валить текстА про всех грейтестов сразу, то у читателя просто глаза в кучу сложатся – нужно ограничиться основными и самыми яркими.
Кто они все, эти жалкие стукачи, без настоящих богов с басс гитарами?!