“Демоник” Нила Бломкапа

Режиссёр Нил Бломкап – мастер генерирования броских идей на уровне демо-короткометражек. Разброс источников вдохновения впечатляет – инопланетяне, монстры, Ирак, Вьетнам, крестоносцы, экзистенциональная философия. Но весь этот рой мыслей куда-то разлетается, стоит автору выйти на дистанцию полноценного кино. За что не брался Бломкап последние десять лет – получался все равно «Район №9».

– Дали пацану серьезный шанс. А он оказался одноразовым Найшуллером.

Не могу сказать, что это плохо. Снимай то, что получается лучше всего. Только вот, судя по календарю, выйти должен был уже «Район №21», а Бломкап за последние 12 лет выдал только четвёртый фильм в своей режиссёрской карьере – малобюджетный хоррор «Демоник» (Demonic, 2021). Который еще до просмотра выглядел разочаровывающе на фоне обещанных масштабных продолжений «Робокопа» и «Чужих», оказавшихся преждевременными анонсами-пустышками.

– Были даже предварительные арты с выжившим рядовым Хиксом.

Упустив возможность снять забег Чужого по району тоталитарных робокопов, Бломкап поклялся потревожить вечный покой Темного Владыки, бросившись в пучину хоррора с новым фильмом «Архонт». Но пандемия заморозила и этот проект. После чего Нил решил не терять форму на карантине и за пару месяцев смастерил копеечный ужастик «Демоник». Так сказать, явил свой хоррор-талант во всей красе, но на легком разогреве – мол, вы себе только представьте, что я вам выдам, если возьмусь за дело по-серьезному. Молодец, Нил. Теперь, наверное, отменят и «Архонта».

– Блин, да он даже фильм назвал Demonic – как мою проходную поделку 2015 года.

При том, что фильм, в целом, неплохой. Плюс востребованный сегодня жанр ужасов, копеечные бюджеты которого легко отбивают затраты десятки раз. И все это в карантинные времена расцвета всяческих стриминг-платформ, где такое кино разлетается как горячие пирожки. Но. Нил даже этой ситуацией воспользоваться не сумел – кинопрокат ожил и скромный «Демоник» затерялся в хлынувшем траффике больших премьер.

– Этот чурка вообще не шарит, как у нас тут все работает.

Но проблема «Демоника» не только в этом – Бломкап бездарно прошляпил баланс между низкобюджетностью и увлекательностью. С «ахиллесовой пятой» автора все давно понятно – снова яркая идея-короткометражка, которая разжижается на двухчасовом забеге. На этот раз это история про наше немного футуристическое настоящее, где за демонами охотится спецназ технологических экзорцистов. Суровые рожи, набитые на спине кресты-хранители, молитва и нейропсихология, библия и пулеметы. И все это, до поры до времени, в деловых костюмчиках клерков или докторских пижамках – чтобы не смущать гражданских своими секретами. Но на священный обряд «изгоняющие дьявола» мчатся уже в алых рубахах, поверх которых сомкнуты кевларовые панцири доспехов современных «рыцарей».

– Алую робу под броней, похоже, стянули прямо отсюда.

У этих ребят свои давние разборки со Злом, и человеческая жизнь для них лишь разменная монета в вековой рутине противостояния.

– За всю историю Света и Тьмы не было и ,наверное, уже не будет лучшего “Экзорциста”.

Но фильм, увы, не про них. А про вот такой, якобы, научный эксперимент, где в подсознание впавшей в кому одержимой женщины, осуждённой за массовое убийство, запускают ее дочь – в качестве приманки для спящего демона. Вот про эту дочь и снято кино – про ее искушения, страхи, раскаяние и самопожертвование.

– Ни безумия “Клетки”, ни психологизма “Экзорциста”, ни нуаристой стильности “Константина”.

Тут немедленно обнажается следующий провал Бломкапа – он не умеет играть в такие психологические игры света и тьмы. Мало мистики, символизма, пугающих галлюцинаций, исчезающих границ между реальностью и безумием. Фильм атмосферный, но слишком неторопливый и задумчивый. При этом, не настолько глубокий, чтобы жертвовать ради созерцания динамикой.

 – Я так старался. А зритель уснул.

Ну, и главное разочарование – Бломкап «мастерски» оставил за кадром весь экшен. Типа, недосказанная картинка должна будоражить воображение зрителя, погружая в атмосферу зла и ужаса. Не показан ни сам обряд экзорцизма, ни как нечестивый дух наряжается в тело самого главного бесогона, ни как тот бегает по стенам и швыряется свиньями, истребляя боевой отряд священного спецназа. Ничего не показали. А ведь это был шанс для Бломкапа выдать свои по-настоящему сильные стороны и яркую кульминацию. Как сделал тот же Джеймс Ван в «Злое»(Malignant, 2021). Убери оттуда сцену финальной резни с демоном, и фильм резко просядет из хитяг в середняки. Вот Бломкап сам себя на это место и определил. Зато сэкономил. Ну, молодец.

В итоге, в фильме не сработал ни один конфликт: ни героини с демоном, ни демона с экзорцистом, ни героини с осквернённым экзорцистом. Все получилось ровно как прямая линия пульса на мониторе ЭКГ. Нил Бломкап окончательно определил себя в режиссеры-неудачники. Столько времени всегда где-то рядом с элитой мейнстрима, но важные шансы каждый раз упускает. Так и будет клепать свои короткометражные поделки. Хотя, может, теперь в новый сезон «Любовь, смерть и роботы» возьмут – нарисовать пару мультиков.

5 комментариев

  1. Игорь_К
    16.09.2021 - 10:37

    Если речь про рынок, то да, не сделал суперденежный блокбастер.
    Если про качество кино, то Нил молодец.
    Из всех его четырех фильмов я смотрел три: Район 9, Элизиум, Чаппи.
    Район и Чаппи понравились, отличные. Эллизиум средненький, но не ужас-ужас. Крепкий середняк среди фантастики.
    Так то, собой же заданную планку он не опускает. Он же делает не просто экшн, не франшизу Мстителей клепает, а фантастику с четким социальным (сатирическим) контекстом. И него это хорошо получается. Я подозреваю, что в его версии Чужого, если бы он ее все-таки ее снял, сержант Рипли обязательно вляпалась бы в какую-нибудь социальную подлянку капитализма )

    Ответить
    • Роман Щербина
      16.09.2021 - 11:07

      Он свои навыки не умеет приложить так, чтобы получилось законченное кино с правильными акцентами.
      Такое ощущение, что в Районе№9 его именно Питер Джексон носом натыкал – делай так и так.

      Дальше, где Блом продюсерил себя сам – там все его достоинства не работают как надо, а скомканы в общую невнятность.

      Получается слишком жидко для драйвового блокбастера и слишком поверхностно для авторского кино.

      Остаётся только клепать короткометражки!

      Ответить
      • ZeN
        17.09.2021 - 10:17

        Реально у Нила только район и останется в истории, очень крепко получилось.
        С одной стороны не каждый способен снять хотя бы один запоминающийся фильм. Как с песнями – если в альбоме одна хорошая, это можно считать успехом.
        С другой стороны – Нил, ну е-мое. Конкуренция сейчас не то чтобы очень высока, нас нихуя не сносит глубокими шедеврами, которые потом вспоминают 10 лет.

        Думаю, правильная мысль, что в районе его старшие товарищи просто направили куда следует и подсказали.

        Ответить
      • ZeN
        17.09.2021 - 10:22

        Это уже нихуя не шутка.
        С женой тут общались на тему “давай посмотрим кино? Дак нет нихуя вообще, ни-ху-я, честно!”
        Ну потом, порывшись полчаса, находишь таки любопытное кино.
        Но.
        Без шуток – ставишь фильтр до 1990 года, ну край до 2000.
        Бля, реально есть, что посмотреть!
        Чем дальше от 2000, тем жиже.
        Последние года вообще бескрайние поля навоза с одним-двумя фильмами в год.

        Теперь так и смотрим, только старое.
        За просмотром прям вспоминаешь, чего ты раньше столько смотрел. Потому что раньше они классные были, фильмы… Пообсуждать потом особенно яркие моменты, поспорить, поржать.

        Ответить
  2. 7ver2009
    20.09.2021 - 17:56

    Жаль. Бломкамп похоже так и останется режиссером одного фильма.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *