Фильм “Одержимая” Вероники Франц и Северина Фиала

Неординарный австрийский режиссерский дуэт Вероника Франц и Северин Фиала шел к своему успеху крайне своеобразно. Их культовый европейский триллер-хит “Спокойной ночи, мамочка” был бестолково переснят в голливудском формате, который угробил суть и идею. Но творцы получили “достойную” компенсацию – шанс проявить себя на американском рынке с адаптированным под голливудский стиль проектом “Сторожка”. Но взаимной магии не произошло. Поэтому, упертых австрийцев сразу списали как случайных неудачников, профнепригодных для нормального бизнеса. Но это впечатление оказалось взаимным.  Вероника Франц и Северин Фиала вернулись в немецкое кино, чтобы сделать свой лучший фильм “Одержимая” (Des Teufels Bad/ The Devil’s Bath, 2024) . Он один из наиболее мощных за последние лет пять, что я видел. Авторы не стесняются быть непонятыми – у фильма немного завышенная планка на вход. Но, если вы готовы потрудиться как зритель два часа – вы сами все поймете. Оно того стоит.

– Перевод не нужен. История безумия читается даже пантомимой.

Нет, речь не про волшебный твист в последние пятнадцать минут унылого кино. Фильм отличный в каждом кадре. Вам просто сразу нужно смириться с тем, что он не развлекательный и прислушиваться к каждому его шороху. Кино, повторюсь, не скучное, не затянутое, оно спокойно идет к ужасному финалу, и каждый кадр в нем снят с любовью. Вас ведут по музейной картине серьезного исторического путешествия не спеша, смакуя все детали. Такая атмосфера и такая картинка – это в принципе штучное мастерство. Но отдельно нужно поговорить про смыслы.

– Детка, мы особенные. Нас многие не поймут.

Тут тоже никаких ребусов нет. Кино крайне честное, стало лишь жертвой ожидания аудиторией неких мистических смыслов от фанатов кровожадного андеграунда. При том, что оно с этими ожиданиями довольно осмысленно заигрывает. Кино дерзит, смело цитирует “Ведьму” Эггерса и “Солнцестояние” Астера. Но, такое ощущение, что лишь с единственной целью – показать культовым авторам этих фильмов насколько необратимо они обосрались со своими талантами в современном Голливуде. На финал этого фильма Эггерс и Астер смотрят, задрав вверх голову. Возврат в европейское авторское кино – единственный шанс отстоять свою творческую идентичность. И этот фильм тому яркий пример. Хотели авторского кино? Не вопрос. Снимайте дальше фальшивые мемасики про биполярных джокеров, прозаковые кауфманы-астеры, страдания пидоров и извращенцев. Братские трибьюты талантам Эггерса и Астера здесь – это максимум легкомысленного хайпа для этого фильма. Дальше идут лишь тяжелые увесистые смыслы.

Богатые традиции:

https://www.youtube.com/watch?v=sq0i7um83GQ

– Жизнь как наказание.

Жестокий крестьянский быт европейского средневековья сам по себе был живым ужасом. Если это убедительно подать, то не нужны никакие мистические “барабашки”. Каторжный труд, голод, болезни, зависимость от общины, фанатические предрассудки. Путь от рождения до гроба проходил по колее предначертанных страданий. Редких радостей там было еще поискать, хоть они там, разумеется, были. Такова человеческая натура – самые жестокие условия находят место и для яркого праздника. Это уравновешивает ситуацию, делает возможным выносить свою долю – традиции, долг, религия. Серьезная сила, на которой темные времена ползли в нашу современность.

– У Зла здесь нет дьявольской красоты. Жизнь – и есть само Зло. Под всепонимающим приглядом доброго Господи.

И в фильме это показано отменно. Самая суть. Не нужны глубокие исторические справки (хотя они всегда желательны) – ты веришь в каждый кадр. Быт угнетающе жестокий. Условия жизни – борьба за выживание. И при всем при этом – лютая семейная иерархия, которая низводит молодую женщину до уровня низшей касты. С социальным лифтом в деспотичную свекровь, которая мучает героиню фильма своим авторитетом. Жизнерадостная молодая женщина прямо на глазах превращается в живой труп – теряет всякую волю к жизни.

– Поиграем в счастливую семью. Фатер, Мутер, Кинд.

При всем при этом, фильм лукаво крутит современную феминистическую дулю. Смыслы немного осовременены. Бородатый Вульф, за которого вышла замуж наша страшненькая Агнютка, оказался безвольным маминым пупсиком и импотентом (если не сказать хуже). А вся тяжесть бабской доли легла на горб крестьянки – это ты не способна родить, ты обуза. Осознание невозможности женской состоятельности тяжело бьет по психике героини. Она, в своей каторге быта, заваливается в смертельную депрессию – из которой нет выхода. Ведь грех самоубийства крайне страшен.  В кадре этому посвящены решительные пугающие ритуалы. Сымитировать самоубийство под естественную смерть не хватает знаний и ума. А жить невыносимо. Значит, нужно совершить какое-то запредельно жестокое преступление, чтобы казнь была гарантирована – но лишь после финальной очищающей светлой исповеди. Чтобы все было как у людей.

– Люди не любят непонятное и жестоки к уродам.

Фильм очень сильный. Современные смыслы в нем угадываются, но лишь как грань интерпретации сути явления. Это мое личное мнение, и в кино это выглядит мягко и неназойливо, к этому убедительно подводят в каждом эпизоде. В общем и целом, это большой успех Вероники Франц и Северина Фиала – они не потерялись и не исчезли. Снова мощные творцы. Непонятно что дальше. Голливуд больше не дает масштабировать талант на всю планету. Несколько интересно им будет работать на таком профессиональном уровне без американских денег?

3 комментария

  1. lexalexa
    13.07.2024 - 02:21

    Спа ибо за рецензию, обязательно посмотрю. Фильмы «спокойной ночи мамочка» и «сторожка» очень понравились. И что за голливудская версия «спокойной ночи мамочка»? Не слышал о такой

    Ответить
  2. lexalexa
    18.07.2024 - 19:16

    Фильм вызвал сильные эмоции. Я как будто сам пережил этот весь ужас.

    Пока что эта парочка режиссеров сильнее, чем Ари Астер или Эггерс. Ну это субъективно, конечно. Буду следить за их творчеством. Спасибо за рецензию

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *