Жанр чистого хоррора низведен коммерческими успехами Джеймса Вана до уровня тупых короткометражек, растянутых до невозможных полутора часов дешевого наебалова. Это повторяется многократно и уже стало совершенно неинтересно. Хочется посмотреть на работы авторов, которые все еще способны вложить в этот жанр яркую идею, авторский стиль и профессиональную страсть.
– Идея, стиль, страсть!
Да, мы возвращаемся к Роберту Эггерсу («Ведьма», «Маяк») и Ари Аристеру («Реинкарнация», «Солнцестояние»), которые, показав мощные потенциалы в дебютных хоррор-перфомансах, выдали следом сразу очень впечатляющее Кино, которое хоть и вышло за пределы жанра, но дало ему качественный импульс. При этом, грамотно использует его (жанра) преимущества – игра на эмоциях зрителя, теряющего способность различать границу реальности и иллюзии.
– Ща нажремся и будет хоррор!
Это как раз те мастера ужасов, которые работают не стандартными дешевыми приемами «лицо-торт», а погружаются во Зло настолько глубоко, что пугают зрителя даже добрыми улыбками. Там работает серьезная психология, которая будит у зрителя забытые темные страхи. И, с их помощью, доводит сюжет до шокирующей кульминации.
– Ужасающее похмелье!
Но ведь были и не менее впечатляющие попытки пройти этим путем, с которым авторы не справились. Потому что это, да – очень непросто. Сильные андеграунд-хитяги Оза Перкинса , Франца-и-Фиала и Брайана Бертино столкнулись с давлением инвесторов и попытками запихать их талант в примитивное мейнстримовое говно. На этом все, если не закончилось, то довольно сильно затормозилось. Но и тут их винить не в чем. Там, где Тельман Зиглер сразу послал всех нахер и за три дойчмарки снял концептуальную хитягу Luz (2018) – там матерые визионеры Панос Косматос («Мэнди», «По ту сторону черной радуги») и Ричард Стэнли («Цвет из иных миров») просто исчезли из кино вообще. При том, что их талант завораживает.
“Пустышки”-невидимки для большинства зрителей:
Кстати, пестрота имен чемпионов и претендентов здесь перечислена не для того, чтобы блеснуть эрудицией – я просто потрудился скомпоновать эти ориентиры лично вам на заметку, поищите там интересное кино.
– Чудом не ушли в андеграунд Балабанова!
Я хотел бы обсудить фильм «Пустой человек» (The Empty man, 2021), где яркий дебютант Дэвид Прайер тоже готов был дать сильное кино, но, при этом, с трудом ищет свой творческий путь в обход примитива современных трендов.
– Братуха, в нашем бизнесе многое поменялось.
– Я в курсе, Харви, я тебя уже предусмотрительно предал!
Не ищите «Пустого человека» в бокс-оффисах и фестивальных списках. Он уже растоптан всеми приличными критиками и закидан тухлыми томатами. Теперь этого кино в информационном пространстве просто не существует – пустышка-невидимка. Это понятно. Нет рейтингов – нет кино. Так же сейчас все это работает.
– Без рейтингов сегодня ловить нечего.
Сам фильм начинается интригующе. Практически, как олдскульное «Нечто». Но атмосферная фишка вступления о зарождении зла на сакральных алтарях растянулась практически на 20 минут, а за ним начинается совсем другое кино.
– Мистическое столкновение миров.
Действие переносится из гималайского Бутана с его вечными дремлющими демонами, в современные США, где фильм… совершенно неожиданно превращается в тупой тинейджерский городской ужастик. Контраст настолько неожиданный и отторгающий, что все ожидания от фильма обвисают как от холодного душа в трусы.
– Дешевый закос под тинейджерский хеллоуин-ужастик.
Но Дэвид Прайер напускает в этот примитивный сеттинг очень убедительную жизненность и держится за персонажей. Главный герой, бывший мент с затухшей карьерой и запутанной личной жизнью, берется помочь соседке найти пропавшую дочь. Его мотивация гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд, и он берется за дело очень серьезно. Готов рисковать.
– Вы же знаете, что я найду то, что ищу. Вы же знаете?
Вот оно. Живой персонаж. Мент по всем – в мыслях, повадках, в порывах. Даже при встрече со потусторонним злом – реагирует как боец, а не как непонятная истеричка.
– По следам собственных грехов.
Фильм снят по книжке и очень длинный, но Прайер держит темп четко, без малейших провисонов. В фильме разворачиваются множественные трибьюты на правильную классику, в том числе и на «Сердце ангела». Злой тягучий детектив, который на пути к кульминации оставляет зрителю массу подсказок. Поэтому, фильм, хоть и не заигрывает со зрителем примитивной херней, но все равно погружает и не отпускает.
– Ну, здравствуй, франшиза.
Даже непонятно как воспринимать это кино после просмотра. Оно ведь позиционировалось и пиарилось именно как тупой подростковый ужастик. Видимо, таковы были условия работы студии и режиссера. Но этот фильм будет вообще неинтересен той аудитории, которой его пытались впарить.
– Не грузите нас. Развлекайте!
Мент идет по следу крови и сталкивается с таким вызовом, что легко можно было сходу рвануть рекордный режиссерский вес и выдать что-то уровня «Маяка» и «Солнцестояния». Но Прайер, как режиссер – дотошен, убедителен и вынослив, но не харизматичен. Он не смог нагнать качественного психоза и заморочить зрителя до полного катарсиса. Напустить больше злых туманов сатанизма и мистической ебнутости. А ведь фильм реально про Монстра. Который оказался просто… просто монстром. Таким как Чужой или Хищник. Без полноценного безумия Бафомета, которым этот фильм должен быть напитан по самые брови.
– Зло всегда диктует свой ритм. Но ведь его автору кто-то должен нашептать на ухо.
Знаете, главное разочарование от этого фильма – не от фильма. Это сильное хорошее кино. Главное разочарование заключается в том, что тому же Паносу Косматосу хватило бы буквально пары фирменных штрихов, чтобы сделать из «Пустого человека» шедевр уровня «Сердце ангела». Но он же его не сделал даже в своих, выстраданных, глубоко визионерских работах. А Прайеру не хватило именно вот этой смелости в атмосфере и картинке.
– Ужас или безумие?
В современном Голливуде выхолощен хардкорный андеграунд идей Тарковского (лишь их чмошные имитации типа стерильного «Довода»). А людям, которые на него способны – им предлагают лишь коммерческие компромиссы. Дэвид Прайер принял решение в пользу именно таких компромиссов. На мой взгляд – не выложился на 100% и при этом получилось хорошее кино. Которое зритель не увидел. Но будет ли у него второй шанс? Как он им воспользуется?
7 комментариев
Самый пугающий фильм для меня, это “Экзорцист”, он же “Изгоняющий дьявола”. Когда я узнал, что он снят по реальным событиям, я на свою беду нашел в интернете аудиозаписи сеансов изгнания демона из этой девочки… После этого я практически нормально не спал месяца два. С тех пор я не смотрю ужасы, хотя раньше любил. Кстати, автор, как вам этот фильм?
Экзорцист для меня – это эталон хоррора.
Но там и книга была сильная.
Степа Кинг меня так не смог пронять.
Ну, а дуэт Фридкин-Блэтти и вовсе сложился мистически.
Фильм, который сняли навсегда.
Не помню в каком возрасте ужасы пугать перестали, но грустно что перестали.
Я имею в виду ужасы именно связанные с чем-то потусторонним, необъяснимым или просто монстрами. И это печально, ибо жанр ужасов был моим любимым, после классики боевика.
Кстати о классике боевика.
Пересматривал давеча Трудную мишень, думал без слёз не глянешь уже, однако нет(!!!).
Отличное кино, просто отличное до сих пор.
Глаз резануло только 2 вещи.
Первая – взрывы от всего вообще, но то модно было, сейчас уже выглядит нелепо местами.
Вторая, и она же самая печальная, это то, что в кадре Жана Вандамберговича меньше чем его дублёра. Раньше на VHS этого было просто не видно, но сейчас в хорошем разрешении это просто пипец как в глаза бросается.
Причем дублёр не похож на Жана ни как вообще, и при этом не стесняются его в крупные и средние планы пихать.
А кино замечательное.
А я посмотрел современный Хард Таргет – глумежную бабаманию Охота.
Так и хочется весь фильм сказать – да вы заебали со своими ироничными “шутками”, мы то уже видим, что это просто камуфляж для того что впаривается на полном серьезе.
А Хард Таргет, как и Унисол – это были финансовые пики Ван Дамма, но уже далеко за его творческими потенциалами.
Это был уже мейнстрим.
Ван Дамм тогда ушел в селебрити-кокаиновый штопор, из которого выбираться было уже некуда.
Но все равно видно, что так выдавать и принимать удары какой-нить долбоеб вроде Киану Ривза в принципе не способен:
>А я посмотрел современный Хард Таргет – глумежную бабаманию Охота.
Я не буду))
Кстати при просмотре Хард Таргет, осознал что это в чистом виде макаронный вестерн, сквозь разрез глаз Ву, с его голубями этими дебильными))
Ву – это как раз модерновая херня была даже в Гонконге с мордастеньким Юн Фатом, безо всякого понимания сути брутального экшена Акиры Куросавы.
Было видно, что разборки типа Ван Дамм- Боло ему были неинтересны.
Но этот копеечный фильм был очень успешен и открыл Ву карьеру в Голливуде, на мой взгляд так и остался самым его удачным американским фильмом.
Да Ву ни о чем вообще, проходное звено между тру мастерами старой школы и нынешними бездарями.
Такие как он и запустили процесс стерилизации боевика.