В российский кинопрокат стабильно попадают низкобюджетные хорроры, произведенные в самых разнообразных уголках планеты. Чили, Бразилия, Турция, ЮАР, Испания, Индия, Япония, Корея. Понятное дело, их названия ни о чем не говорят массовому зрителю, поэтому прокатчики остро импровизируют, впадая в полный творческий экстаз. В итоге, количество названий, созвучных “Астралу” и “Заклятию”, перевалило уже за третий десяток. Франшизный подход! Да, эти фильмы не на слуху, но нередко там встречаются настоящие серьёзные работы, заслуживающие свою скромную индивидуальность. Тем смешнее, когда кино с фейковым названием “Астрал. Ночь в могиле” (Grave Torture/ Siksa Kubur,2024) оказывается в один уровень с лучшими ужасами Джеймса Вана, но, при этом, претендует даже на большее. Несмотря на то, что фильм снят в Индонезии, местный колорит не ставит чужому зрителю мучительные культурные преграды, лишь по-варварски брутально пересказывает теряющему силы Голливуду его же собственную классику. Фильм смотрится отлично технически и силён своими смыслами. Это очень впечатляет.

– Типичная индонезийская открытка главных достопримечательностей, если чуть отъехать от сказочного Бали.

– О чем говорить, если даже президентом страны был фанат Napalm Death.
Индонезия – интересный культурный феномен. Туда легко залетают идеи иностранного влияния, но местные энтузиасты довольно необычно адаптируют их под своё мировоззрение. Те же японцы и корейцы заимствованные западные фишки моментально опускают до уровня своего хентая и доширака, разжижая всё нелепой азиатской эксцентричностью. Идея теряет международную универсальность, становится локальной херней. Индонезия не меняет суть явления, но так мощно улучшает его своими ритуалами, что возвращает позаимствованное на Западе обратно уже в виде чудовищного монстра, волочащего за собою собственные кишки. Не зря же именно на джунгли Суматры так удачно наложился музыкальный жанр Дэт-Метал – смотришь на индосов, рычащих про смерть, геноцид, пытки и гниющие трупы и как то сразу веришь им полностью. Никто в Азии больше не смог выдать настоящий Экстрим Метал кроме них – остальное выглядит лишь как клоунский косплей.

– Хоррорный ад каннибалов? Это наша обычная сельская дискотека.
То же самое и с религией. Индонезийский ислам вроде и является основной конфессией государства, но крепко замешан на местных традициях, которые к тому же сильно различаются от острова к острову архипелага – замкнутые общины жили по своим ритуалам. В итоге, местное мусульманство так серьезно проапгрейдило каноны религии, что Всевышнему остается лишь задумчиво чесать мудрую бороду – ради компромисса приходится закрывать глаза на местный сплав ислама, индуизма и первобытной людоедской мистики. Тут, в сельской глубинке, до сих пор существует культ мертвых, когда померших родственников мумифицируют и садят дома на самом почетном и видном месте. Сушеных бабушек и дедушек частенько даже выводят в люди по праздникам – страна то мульти-конфессиональная, нужно же посмотреть как люди радуются на Пасху и Курбан-Байрам.

– Главное, чтобы пенсию платить не переставали.

– Жизнерадостная индонезийская туса с мертвецами.
Поэтому, жанры Зла и Ужаса нашли в Индонезии совершенно естественную среду обитания – им уж точно есть, что сказать по этому поводу. Тем более, что фильм глубоко религиозный, хоть это сначала может и насторожить зрителя – я же ужастик хочу посмотреть, а не эти халяльные намазы с муэдзинами. Да, это не шаблонный скример-ужастик, а серьезное кино, у него сложная, но логичная конструкция. Фильм требует внимательного погружения – каждая деталь пригодится, тут нет лишних кадров. Кино постоянно становится лучше вплоть до самой кульминации, которая щедро наградит зрителя. Дело в том, что религиозность – это ключевой момент жанра хоррор вообще. Борьба Добра и Зла, Света и Тьмы. Или вы хотите сказать, что “Экзорцист” не был максимально религиозным? “Загробное истязание” – это и есть азиатский “Экзорцист”, причем по сути, не по букве сюжета. Он про жестокое искушение Злом и про обретение сомневающимся настоящей Веры через немыслимые испытания. Но так по-азиатски Уильяма Блэтти еще никто не пытался осмыслить.
Режиссер фильма Джоко Анвар:

– Спасибо! Я старался!
Все последователи “Экзорциста” лишь клонировали его сюжет, упуская важную суть – он про мощь Зла и силу Веры. Способны вы показать их противостояние пугающе реалистично? Или вы даже не понимаете про что вы делаете бесконечные сиквелы, а просто лепите коммерческий мерч? В Индонезии прекрасно понимают о чём речь – от Вечного Зла нет спасения. Молись и трепещи.

– Чужие тренды как родные легли на местные традиции.
Сюжет разгоняется неспеша, но каждая сцена туго заплетена в канат общей истории. Дети, потерявшие родителей при теракте фанатика, ужас смертника-шахида, который легко расстается с жизнью ради избавления от загробных пыток. Ужас детских приютов, где добрые религиозные наставники насилуют детей. Выросшие дети, потерявшие веру во всё вообще. Их столкновение со своим дряхлым умирающим мучителем – это только пролог настоящего сюжета. Героиня фильма решает лечь с мертвым уродом в могилу на одну ночь, чтобы развеять предрассудки о неком страшном загробном наказании для грешников, которым пугают простолюдинов. При том, что знатные люди игнорируют понятие любой морали, лишь раздувая пламя первобытного страха неграмотного населения. В “Экзорцисте” отец Дэмиен бросил вызов Злу, будучи неготовым к такому противостоянию, ему не хватало Веры. Он сомневался. То же самое и здесь – Героиня просто оскорбила Демона своей наивной дерзостью. Это превратило её жизнь в настоящий кошмар наяву. Теперь ей самой предстоит путь в могилу, где она получит ответы на все свои вопросы. Если сама не найдет их раньше.

– Да не убоюсь я Зла!
Ну что тут сказать, перед нами яркое авторское кино, которое полностью реализовало крутую идею. Это его максимально выгодно отличает от современного Голливуда. Хотя тут и технически не придраться – всё сделано крайне умело, несмотря на смешной бюджет в 150 тысяч долларов. Кино выглядит очень полновесно – игра актеров, операторская работа, грим, спецэффекты, звук, атмосфера. Никаких провисонов, никакой натужности, ноль нелепых твистов – фильм неумолимо жесткий и беспощадный. Кино влегкую обыгрывает цитаты “Астрала” под себя, но лишь ради более глубокой идеи поклонения лучшему хоррору всех времен – “Экзорцисту”. У себя на родине фильм стал очень ярким хитом, возможно попробуют сделать его американский ремейк, но это будет уже не то. Там не будет настоящей Индонезии и её ужасающе жестокой религиозности. Поэтому, лучше не пропускать этот фильм прямо сейчас.
Бог Бокса Мэнни Пакьяо (филиппинец, христианин):

– Вот живут же весело соседи! С таким резким Господи я бы, наверное, и не проиграл бы ни разу.

23 комментария
Название грейв торче тянет на тайтл нормальной дет-банды.
Думаю, там режик в теме мяса с картошкой.
Кстати, есть на ВК. Пойду смотреть.
Вы меня убедили где-то в районе второго абзаца.
Да там, похоже, вообще все в теме – как с дагестанской борьбой!
Страна то по азиатским меркам небольшая, всего 300 миллионов!
Все друг друга знают!
Посмотрел. Удоволсьтвие масса. Концовка – вышак. Джеймс Ван скромно мнёт кепочку в потных ручонках.
Фильм интересно раскопать с т.зр. психоанализа, как любого хорошего представителя жанра.
Сугубо девчачий сюжет – взята вина за смерть родителей, чрезмерная давящая роль родителя брата, на которого смерть родителей подействовала цепенеюще и обездвижила. Фактически убила вместе с родителями.
Чувство вины и отрицание смерти толкает сестру в могилу, в объятия демона.
150 000 баксов, да вы шутите. Голливуд – Вавилон, там не могут в сюжеты и на 15 бачков. Тут же просто роскошество.
Сцена в могиле просто форева-эва.
КТО ТВОЙ БОГ?
Да!
Там драматургия падения в могилу вплоть до финала с пыткой мертвеца просто какая-то запредельная.
Посмертие as is.
Фильм отличный, очень понравился.
Начали бодро, потом продолжение, когда не совсем понятно, но интересно, не отпускает. А в финале одним мощным ударом забили гвоздь в крышку гроба по самую шляпку.
Диалог с педофилом перед самоубийством очень мощный.
Шекспировский уровень!
Это примерно то что происходит в головах фанатиков, которые из-за страха готовы взрывать толпы других людей или резать беззащитных девочек без доли сожаления, лишь бы им самим бедненьким вдруг не пришлось страдать…
И то что происходит в голове педофила, это прям в точку 100%, у них нет в голове мыслей (нейронных связей, наверное), которые могли бы вызывать сочувствие или сожаление или хотя бы ощущение того, что ты делаешь что-то не так. Видно, что прям приглашали серьезных специалистов в этой области, все сделано очень круто.
Ну а в конце я просто охерел без каких либо мыслей. Браво!
а я нихера не понял.
почему она первый раз легла в могилу и ничего не было, а потом вдруг стало.
Мистика!
Любую метафору можно убедительно разобрать и обосновать – вот как было на самом деле!
Но внезапно окажется, что каждый при этом увидел своё и полностью противоположное остальным вариантам )
Сразу видно, что вы еще не смотрели Серфера! )))
Серфера смотрел 🙂
Не возникло никаких вопросов? )
А как вам блэк-тяжеляк его сынки Уэстона Кейджа?
так-то возникли конечно, но там как метафора это воспринималось.
плюс там был момент, к которому Колька шёл – потерять всё.
а тут именно нихера не понятно!
т.е. должен быть где-то такой же момент, а его нет.
Индонезийский ислам немножко поправил хронологию – чисто в просветительских и педагогических целях!
Самое ужасное, что в могиле был не демон, а ангел!
Там, по канону, именно ангелы беседуют с мертвецами.
Которые задают три вопроса каждому – КТО ТВОЙ БОГ? КТО ТВОЙ ПРОРОК? КАКОВА ТВОЯ РЕЛИГИЯ?
Но дедушка так растерялся от такого Поля Чудес, что ответов на вопросы вообще не потребовалось!
Такие вот индонезийские ангелы!
Да о том, что там ангел, они весь фильм трындели. И про то, что достойным людям он является как ангел, а к недостойным как демон. И про то, что если не веришь, то и на вопросы ответить не сможешь. С этим-то всё ясно как раз. Неясно, что с девкой произошло. Где у неё триггер случился.
Это так не работает, каждый найдет свое. В этом фильм и хорош – заставляет подумать, ставит сложные вопросы зрителю.
Как мне кажется, медсестра Мина умерла и то, что с ней происходит, это так называемые “душевные муки”, ведь как говорил педофил в своем монологе, душевные муки – это то, чего ты больше всего боишься, а ты боишься именно того, что вся эта история с “муками” окажется правдой. И для нее это оказывается правдой, и каяться ей уже поздно.
И даже когда кажется, что она выбралась из могилы и сбежала, она слышит “Кто твой Бог?”, а значит, нихера она не выбралась, и для нее все только начинается… возможно, начинаются физические могильные муки (после душевных), и сейчас ей в рожу прилетит булава. В общем, полная безысходность и все ее усилия нихера не стоят, она в руках демона/ангела.
> В общем, полная безысходность и все ее усилия нихера не стоят, она в руках демона/ангела.
Да, наверное так. Т.е. она типа когда легла в могилу в первый раз, всё уже тогда закрутилось, а дальше был только морок. Так становится понятнее. Аналогичный случай был в “Улыбке-2”. Когда певичка типа победила монстра, вышла на сцену, а оказалось, что нифига. Да и в первой части то же было.
Но тогда получается, нам этим фильмом “рекламируют” ислам?
> Но тогда получается, нам этим фильмом “рекламируют” ислам?
Конечно
Религию
Как и Экзорцист
Индосам не нужно рекламировать Ислам, они в нём и так по уши.
Причем со своими местными мистическими ритуалами.
Тем кино и интересно.
> Конечно
> Религию
> Как и Экзорцист
Но в экзоцисте демонов хоть изгоняют, а тут фактически оправдывают терроризм. Ведь выходит, чувак-бомбер прав был. Пошли тогда все взорвёмся, значит.
Ну вот такая необычная религия.
Там эти взрывы для Индонезии – уже часть картины быта.
Нам не понять.
Тем кино и ценно – это путешествие в другой мир.
Жаль не показали, как бомбер ответил на три вопроса и что увидел. Эта ветка не получила развития. А можно было, типа, медсестра пока по канализации бегала, на кинулась бы на бомбера, который, несмотря на взрыв, кишки свои мотает. Вот тебе и праведное решение.