Идрис Эльба против африканского “Зверя”

Какой-то серьезный дефект случился с современным кино.  Критичный надлом. Новые темы, навязывание неожиданных стандартов, комиксы – это всё понятно. Но ведь уже невозможно не замечать признаки более серьезных проблем. Авторское качество фильмов просто обнулилось. Всё переложено на плечи технологий, которые из инструмента превратились в конечный продукт. Типичный пример – фильм “Зверь” (Beast, 2022). Хороший режиссер, отличные актеры, гарантирующий зрелищность бюджет и… уничтожающее всё это полное отсутствие здравого смысла. Поправить буквально пару моментов и вышло бы Кино. Но всех всё устраивает и так – Индустрия разучилась видеть эти проблемы.

– Двигатель моего дивана заглох навсегда.

Тема противоборства человека и дикой стихии всегда будет волнительной для тех, кто эту самую природу видел вживую, а не по тв-документалкам. Я и сам проживал в таежном поселке, там было нормой, когда к людям выходили тигры и медведи, а выбежавшие к гаражам кабаны выдирали кишки сторожевым собакам. Природа очень опасна. Тем более в Африке. Где я тоже бывал и ловил себя на мысли, что уж лучше жить с нашими мишками и кабанами, чем вот так, когда возле каждой речушки лежат штабеля двухметровых крокодилов, а на фонарных столбах Найроби вместо ворон сидят птеродактили-марабу с чугунным кайлом вместо башки. Забудьте про ужасы тигров-одиночек – по саванне  шарятся целые прайды здоровенных львов.

– Фильм, который сумел грамотно эксплуатировать мистику и  суеверия для зрелищного и драматичного экшена.

Про схватку человека со львом был снят идеальный фильм – “Призрак и Тьма” (The Ghost and the Darkness, 1996). Которому устроили натуральную травлю глумящиеся кино-эксперты. Похоронили карьеру режиссера Стивена Хопкинса, который до этого гремел классикой видеосалонов – “Кошмар на улице Вязов-5” (последний крутой фильм франшизы), “Хищник-2” (последний крутой фильм франшизы)  и злобная бандитская гетто-хитяга “Ночь страшного суда” (Judgment Night, 1993) (лучший фильм Хопкинса, в прокате провалился наглушняк).

– You`re just another victim. 

Сам я “Призрака и Тьму”  несколько раз пересматривал спустя десятилетия. В том числе после возвращения из Кении. Кино очень хорошее, несмотря на то, что многие фольклорные  моменты показывает упрощенным лубком. Но противостояние с хищниками очень крутое. Это же как “Челюсти”. Огромное количество натурной съемки и серьезная аниматроника. Львы-монстры офигенны. А вспомните, что интересного про акул сняли после древних “Челюстей”? Всё ушло в блевотную псевдо-реалистичность, а авторы разучились нагнетать кадр чем-то более сложным чем кусающие за жопу дешевые скримеры.

– Даже известная клоунада оказалась неспособной впечатлить.

В фильме “Зверь” лев-людоед нарисован просто отлично, но про что вообще кино? Довольно увлекающая завязка – развод, бывшая жена умирает от рака, дочки-подростки не могут простить отца (Идрис Эльба). папа везет их в ЮАР – припасть к корням, показать их с мамой Родину. Но для девочек это уже чужая цивилизация, Африка им некомфортна. Встречает их начальник заповедника Шарлто Копли, старый друг героя Эльбы. Когда подвыпившие мужики говорят по душам, то про жанр фильма забываешь – его хочется просто смотреть. Снято отлично. Но когда Копли везет гостей на сафари, то начинается такой феерический парад глупостей, что даже кровавый хоррор не работает как должен.

– Что ты делаешь, дебил?

Фильм сходу изумляет своей тупизной – Копли обнимается с дикими львами как с домашними пуделями. Но это только начало. Неподалеку целую деревню разорвал лев-убийца – браконьеры перестреляли весь его прайд, выживший хищник жаждет кровавой мести. Что же после этого должен сделать опытный охотник Копли, у которого полная машина британских детей-мажориков? Конечно же шариться по кустам с берданкой наперевес. Да ещё и по яйца в воде, хотя тут перед тобой с берега в глубину шуганулась пара крокошек. Что могло пойти не так?!

– К такому котенку в тайге я бы обниматься не полез.

– Не бузи, мохнатый.

Но это ещё не всё – следом в дело вступает Папа Эльба. Ему хватает забот в кадре – девочки чудовищно тупы и не воспринимают никаких указаний – всё делают наоборот. Лев за секунды откусывает черепа целому отряду браконьеров с “калашами”, но папу-лошарика постоянно упускает из своих когтей. Тот кряхтит, пердит, всё роняет, шумит – лев только измленно крутит башкой – кто здесь?! Хищник, который полностью игнорирует все органы осязания – это любопытный сюжетный ход. А Эльба даже берданку в критичные моменты носит на ремне за спиной – и это, бродя в камышах, откуда лохматая тварь-убийца выскочит и снесёт тебе башку  за секунду.

– Это как сходить в магазин за пачкой пельменей.

Копли в середине фильма заскучал и выпилился – играть ему тут было просто нечего. Но как упавший со скалы и опаленный бензиновым напалмом лев в следующей сцене снова щеголяет стильной укладочкой и даже не хромает? Что за халтура?

– Идеальный зритель не должен помнить ничего, что происходит в кадре дольше трех минут.

– Хайповый Голливуд забыл настоящих негров.

Финальный твист я сохраню для благодарных зрителей, кино красивое – многие досмотрят. Но мы и из трейлера видели, что Эльба вступил с двухсот-килограммовой машиной в рукопашную схватку. Напомню, что леопарду достаточно 90 кг, чтобы легко прокусить человекообразной обезьяне череп. А тут Эльбе отсчитывают шесть нокдаунов, а тот лишь шатается и не сдается – я только разогрелся, сейчас ты у меня выхватишь пизды.

–  You`re just another victim. 

При этом, мне, в целом, понравилась идея концовки. Но разве так её нужно было снимать? Даже драку человека с Предатором можно было оставить – но это должен быть именно сломанный зверь, с ожогом на всю морду, вскрытым боком, выбитыми зубами и волочащейся лапой.

– Лучше сдохнуть в пасти льва, чем три дня без инстаграма.

– Давайте уже определимся – сожрем эту тварь сразу или пока оставим её домашним питомцем!

Казалось бы – ну очевидные же вещи. Их же видно за километр. Ну, вы их просто уберите, поправьте  и всё станет гораздо лучше. Появится напряженное вовлечение, зритель начнет как следует сраться. Но ведь никто даже не понимает, что не так с фильмом. На кого он вообще рассчитан? Неужели уровень критического восприятия западной аудитории настолько низок, что ни у кого не возникает никаких вопросов? В этом плане – фильм жутковат. Мы никогда уже не увидим прежнего кино. Давайте уже как-то будем привыкать наслаждаться вот таким.

 

2 комментария

  1. ZeN
    18.09.2022 - 06:37

    Блин, все верно оттого и обидно.
    Я просто закрыл глаза на поведение льва.
    Иначе фильм закончился бы на 20 минуте.
    Я просто закрыл глаза на поведение людей, иначе фильм закончился бы на 20 минуте.

    Самое обидное – антураж отличный. Как они только приехали и сидели общались в домике, очень колоритно.
    Нападение льва на браконьеров тоже отлично. Доля секунды – и мелькнувшая между кустов тварь утаскивает визжащую тушку.
    Я несколько видео с медведями смотрел, очень похоже. Он вроде бы где-то шарится/стоит в 10 метрах. Одна секунда, и он уже перед охотником/оператором.
    Последнее, что видел – к мамаше с дрона подлетели. Там такой рывок был, что дрон чудом оторвался.

    В общем, лев великолепно нарисован, но очень тупой, глухой, слепой и без нюха.
    Ну не умеют больше фильмы по другому снимать. Там этого Коупли он бы вычислил и загрыз через минуту и фильма бы не было. Так что я закрыл на это глаза и наслаждался видами Африки.

    Когда-то умели, кстати, снимать. Тот же The Edge (На грани) с Хопкинсом. Несколько раз смотрел. Ну и там: 1) отличный живой медведь; 2) приморил его Хопкинс как раз более менее логично. Не зубочисткой тыкал.

    Ответить
  2. Станислав
    19.09.2022 - 16:58

    Призрак и Тьма отличный! Когда читал, что его негативно приняли критики – поставило в тупик.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *