Ослепительный экшен “Джона Уика 4”

Прежде чем обсуждать “Джон Уик-4” (John Wick: Chapter 4, 2023), нужно понимать главную вещь, которая не зависит от чьих либо вкусов и предпочтений. “Джон Уик” – это витрина современного кино-экшена, лучший его представитель. Здесь сейчас все главные люди жанра, самые взрывные технологии индустрии, лучшие мастера каскадерских трюков, самые яркие мега-стары. Этот фильм безо всяких скидок можно сравнивать с лучшими хитами Икон Экшена. И что же мы при этом увидим?

– Наконец-то дерущегося Иисуса?!

Увидим довольно странное сочетание качеств. “Джон Уик” изначально был “ироничным” анти-боевиком – все эти глумливые мотивации про убитую собачку и угнанную “Приору” сразу выглядели как-то импотентски и не вызывали никого участия, кроме как равнодушно посмотреть стерильную акробатику каскадеров. Я ни один фильм серии не пересматривал (позже объясню почему). Сам фундамент этой “брутальной” истории был угодливо бессильным – под хипстерские шаблоны мейнстрима. Да, фильм сделали очень компетентные люди из каскадерской братвы – они лично яростно скакали во всех олдскульных хитягах (Чад Стахельски сам доигрывал финальные сцены убитого Брэндона Ли в “Вороне”) этого жанра последние 30 лет. Но дело в том, что у них нет никаких собственных идей в жанре как у Личностей. Они всегда скакали по чужой указке. Их широта эрудиций – примерно как тотальная насмотренность Квентина Тарантино – хер знает, что он там вообще увидел, судя по его интерпретациям вестернов и гонконг-файтингов – явно что-то очень своё. Есть ведь интервью и биографии самого Тарантино, где он сам про себя всё рассказывает. Что рос без папы, что его мама сожительствовала с негром. Что папа-негр водил его на грайндхаусы, где в зале были одни негры и насколько необычной и прикольной казалась та атмосфера маленькому Квентику.  Ну, а потом попёрло вот такое творчество – с необычными Джанго и глумлением над Брюсом Ли. Что толку, что этот дрочила посмотрел триста китайских боевиков и всю волну американо-итальянских вестернов? Он же не знает, что такое адреналин драки. Для него всё это некая абстракция.

– Всегда восхищался вашим кунг-фу!

– Да ты же ебанько.

“Джон Уик” действительно сильно эволюционировал в сиквеле. В этом огромная заслуга Киану Ривза – что он брал реально копеечные гонорары, чтобы эта франшиза встала на ноги за счет его популярности. Кино-серия отплатила ему благодарностью – Киану Ривза уже называют Иконой Экшена. И тут тоже не с чем спорить. С одной лишь поправкой – современного Экшена. Франшизе удалось изобрести свой узнаваемый боевой стиль – эстетика ган-каты и незанятая в кино ниша бражеже-фишек. Но главной бездонной кладовкой серии было наследие жанра – “Джон Уик” стал аттракционом тотального косплея. Все лучшие идеи олдскульного Экшена воспроизводились на современном техническом уровне.

– Броская фишка. Но смотреть это три часа? Четыре серии подряд?

Но непременно с угодливой оглядкой на строгие правила толерантностей. Это поставило вопрос ребром ещё со второй части – а где, собственно, крутые противники Джона Уика? Почему только бабы и гомосеки? Тогда то в голову создателям и пришла очевидная идея – баб и гомосеков должны играть реальные авторитеты и ветераны жанра. Так мы получили идеальные боевики современности – третью и четвертую серии “Джона Уика”.

– Я еще у Алекса Невски снимался, так что всё нормально, не комплексую!

Вы вряд ли вспомните сюжет триквела. А ведь он шел два часа. Новый фильм идет три часа. И это все ещё фильм, где постная сонная рожа Киану Ривза с парой шаблонных фраз лишь на несколько минут прерывает очередную волну статистов, которых он крутит через мясорубку каскадерской порнушки. Я вам намекну как так вышло – хайповым сценаристом двух последних фильмов является вот это молодое двадцатилетнее дарование (также написал Заку Снайдеру его “Армию мертвых”).

Шэй Хэттен:

– Сразу предлагал заменить Уика на бабу. Но сказали пока подождать пару серий. Как вам такой олдскул, бруталисты?

В целом, конечно удивляет такая авторская косноязычность создателей всех современных боевиков. Любую карате-дрочильню растянуть до хронометража “Мстителей”. Раньше всегда достаточно было 90 минут для любой экшен мега-хитяги. Бля, даже масштабный эпос “Конана-Варвара” вписался в два часа. Не говоря уже про то, что всяким “Кобра”, “Коммандо” и “Кровавый спорт” приходилось делать долгие планы выразительных бицух и намасленных булок, чтобы выбиться за лимиты тик-ток-короткометражек. Зачем сегодняшнему боевику с дебилом-сценаристом нужны три часа? На это есть причины.

– Ради таких “оскаров” мы в свое время снимали кино.

Вам уже скормили три фильма про Джона Уика. И что вы из них помните, кроме мемасов про собачку и пары ржачных эпизодов про драку конскими копытами? Что пересматривали, какие сцены стали культовыми?  Правильно – ничего, никакие. Потому что одноразовый сервис. Поэтому такие фильмы не пересматривают – нет никакого смысла. Вам же навалят то же самое ещё разок в следующей серии  – вы посмотрите в четвертом фильме и драку на танцполе, и швыряние топорами и еще массу знакомых сцен еще раз (и даже несколько раз за раз). Второе – фильм стал неким подобием стрима несуществующей компьютерной игры. Казалось бы – ну нахера вы наваливаете этих бедных каскадеров двадцатой волной за фильм, где кряхтящий Киянка их бесконечно мучает своими кривоногими “приемами” (по две обоймы в рыло из-за “волшебных” пуленепробиваемых костюмов)? А это именно такой принцип – меняются лишь эффектные локации, экшен остается прежним, а перед тем как дойти до левел-босса – придется надрочить пару сотен унылых фрагов. Вместо “Башни Смерти” в кадре  лишь спираль копи-паста.

– Зачем так утомительно, преемник? Не мог просто наебашить как следует по очереди Ена, Зарора и Адкинса?

– А у меня там ещё и Зарор снимался? А кто это?

Третье – приглашенные боевые звёзды в формате “Джона Уика” не работают как должны. Их всех опускают до уровня гипер-медийного, но физкультурно тупого бревна Киану Ривза. Тут невозможно сделать исторический рамбл – только вот такое “стильное” кривоногое пыхтение. Титулованные ребята поднимают статус Киану Ривза, ну, а свой – просто сливают в толчок. Одно дело, когда в кадре кривляются Марк Дакаскос или Донни Ен – им то и сливать особо нечего, всегда были своеобразными жанровыми середняками.

– Всегда работал в выразительном жанре пантомимы!

– Никогда не слышал про такой!

Но роль Донни Ена все равно отмечу положительно – нащупал свою стихию, начал свой образ на юморном кураже. Очевидные аналогии с Рутгером Хауэром отыграл с респектом. Да ещё и с правильными ниндзя-аниме-фишками. Но. Только первые 45 минут. Потом стало очевидна еще одна патологическая проблема фильма. Он не способен грамотно воспользоваться даже своими удачными находками.

– На роль супер-злодея не потянул, но в драках действительно очень смешно и харизматично хохмил. Вплоть до цитат из “Афро-самурая”.

–  CHALLENGE ME!

Потому что так и остался пустым в плане убедительной мотивации. Тот же Донни Ен в начале фильме натворил всякого злодейства, но в финале Джон Уик все равно рыдает ему в ширинку – примерно вот такая дуга конфликта в этом фильме. И это все обесценивает историю еще в процессе просмотра. Финал смотришь уже безо всяких эмоций.

– Фильм мироточит абсурдным всепрощением и искусственной враждой.

И тут понимаешь, что полфильма, которые ты уже посмотрел – можно было сразу выкинуть в мусорку, они сделаны… ни для чего, ради пары каких то экзотических локаций, ради пары идиотских ачивок. Чтобы было максимально пестро, мультикультурно, всемирно-прокатно. Но за всем этим не стоит никакой идеи, которая тащит фильм. Фильм вытягивает лишь визуал и суетливый калейдоскоп персонажей.

– В фильме еще есть ключевой киллер-негр, все сцены с которым абсолютно бессмысленны и должны были остаться в монтажной мусорке.

Увы, но Скотт Адкинс и Марко Зарор стали лишь вот такими фанерными “злодеями” – своей сильной истории в этом боевике у них не получилось. Их просто использовали как декорации, махались они даже не на пол-шишки. В этом плане, опять же, я даже роль  “жирного” Скотта Адкинса как смешного  “Саммо Хуна” отмечу положительно – ну, а хули ему ловить в карате-мельтишне с шестидесятилетним Киянкой? Только вот так угорать откровенным надувным клоуном. Своего колорита фильму он реально дал – хоть и, опять таки, абсолютно ненужной сценой, бессмысленной в таком виде.

– Так унижался ради этой роли. Настоящая победа – стал хоть и клоуном, но ведь в таком в большом проекте.

– И этот парень был нашей последней надеждой…

– А ведь Зарор и Адкинс в этот капустник пришли не с фитнес-улицы мажориков, а с кровавыми гематомами звезд андеграунд-боевиков.

Ну, а Марк Зарор выглядел солидно в каждом кадре (а он способен выглядеть солидно), но тоже выступил лишь проходным разогревальщиком. Что тут можно сказать про фильм, где мега-злодей никого не убил и ни с кем не подрался, а финальный рамбл был на мушкетах с пистонами?

– Я бы его ебнул с первого выстрела.

Но это в порядке вещей в экшен-франшизе, которая стремительно катится навстречу другой франшизе про “Взрывную блондинку”.

– Если вы не в курсе, мальчики, то следующим Джоном Уиком буду я.

– Нет, я не верю, что есть счастье на земле.

Фильм все посмотрят. Я был очень впечатлен упорностью авторов пытаться разнообразить действие и придать динамику этому ералашу все три часа. Это реально работает – фильм смотрится. Масса очень удачных находок, до последнего момента старались всё сделать с душой. Повторюсь, первые минут сорок (пока не приелось) я и вовсе получал от фильма удовольствие – жирная картинка,  броские фоны в каждом кадре, нон-стоп экзотика, шумящие камыши, кровавые кленовые листья, плачущая сакура Осаки, золотые пески Аравии, ньюйоркский нуар и европейские памятники. Сумоисты-бульдозеры в пуленепробиваемых кимоно, кевларовые доспехи азиатских демонов, адская пальба зажигательно-разрывными патронами.  Ен, Адкинс и Зарор – все так непохожи и колоритны. Все и всё производит сильное первое впечатление. Никто и ничего не производит окончательного впечатления.

– Потому что у формы нет смысла.

Потому что в фильме про Возмездие нет Мстителя, ему не за что Мстить. Из фильма вынут стержень, фильм превратился просто в бессвязный хайлайт экшен-косплея. Технически крутейшие авторы “Джона Уика” в массе всех этих цитат потеряли самих себя – собственных идей нет вообще. И я не имею в виду технические фишки – нет мессианской страсти показать красоту какого-то спорта или боя. Я напомню, что айкидо тоже считается декоративным видом спорта,  а ведь какую эпоху ему выдал Стивен Сигал.  Фильм откровенно лег под комиксы с падающим с девятого этажа на бетон Джоном Уиком – что такого, у него же волшебный костюм. Мордобойное мастерство заменяется аниме-эстетикой. Масса знаменитых трибьютов выглядит провально – нунчаками неуклюжий Киянка машет натурально как резиновыми дилдами, а финальная вестерн-дуэль заставит Клинта Иствуда притушить сигару в собственный глаз.

– Что ж ты так лажаешь, преемник?

– Ну, а кто если не я, Брюс? Квентин Тарантино?

Фильм хорош как боевик для сегодняшнего дня. Абсолютно невнятен и  карикатурен с точки зрения классического боевика 80-х. Проблема в том, что всё сложнее объяснить разницу. Большинство её уже просто не способны понять.

– Не так страшно не понять – как не попытаться понять.

17 комментариев

  1. Игорь_К
    26.03.2023 - 16:07

    Не смотрел, но осуждаю )) В первой части хоть какая-то мотивация была: собачка и авто. И да, я только что осознал что вообще не помню зачем он там дрался ещё две серии, помню что отель был крутой, на этом всё)) Пятую часть, поди уже снимают?

    Ответить
  2. 26.03.2023 - 22:27

    У Донни Ена есть хорошие гонконговмкие боевики с резким экшеном.
    А за первого Ип Мана вообще всё можно простить.
    И в четвертом Ип Мане и сам Эдкинс тоже нестыдно выглядел!

    Ответить
    • Роман Щербина
      26.03.2023 - 22:34

      Абсолютли НОУ!
      Ен всегда был шулерским косплейшиком!
      Который сегодня уже солидно тащит на репутации свои чушканские перфомансы.
      Но, с учетом его недавних срачей против “Оскара” – всё стало совершенно непонятно!
      Вроде и старый дурак вроде Кэрродайна, а вроде еще и бодрый комсомольский физкультурник.
      Ничего непонятно!
      Всё так быстро меняется!

      Ответить
      • 27.03.2023 - 01:11

        Да, понятно, что Донни обычный актер, который говорит только то, что полезно для карьеры дома. Голливуд поматросит и забудет как звали, а родной Китай – огромный рынок, где он не последний человек.
        Мне его Горячая точка 2007 года зашла экшеном. Отличный, резкий, злой, динамичный. И именно Ен был хореографом.
        В общем, ты реально напрасно обесцениваешься его как мастера боевых искусств.

        Ответить
  3. Лёнь чО
    27.03.2023 - 00:10

    Смотрел первые два фильма.. впечатления не произвели. Локации, картинка хорошие. Сценарные ходы, проработка персонажей.. вообще мимо. Да и просто глупо всё это выглядит (мильон выстрелов – и все мимо, тощий Киану кладёт пачками злодеев).
    Зато на днях заценил Дэнни Цепной Пес и За Кровь Платят Кровью. Последний вообще разорвал.. очень круто в плане сценария и достоверности (финальная сцена сомнительна)

    Ответить
    • 27.03.2023 - 01:20

      Мне только первый фильм с точки зрения экшена захотелось пересмотреть. 2 и 3 точно как бомберман написал – одноразовый продукт, хотя и не шлак, но не выдающиеся боевики.
      Но в первом реально дико бесит завязка: пришли два жалких гопника домой к Мега убивцу- отмудохали его, прибили щенке и угнали тачку.
      ЧТО ЭТО БЛЯДЬ ЗА МЕГАКИЛЛЕР ТАКОЙ?!?
      Только после того, как подвал расколотил вспомнил, что надо делать?
      Тьфу!!
      И это не комедия!

      Вот, в комедийном Рэде и то обыграли представление Брюса Уиллиса как надо и с уважением. Когда к пенсионеру пришел отряд спецназа домой и тот не вспотев уложил всех и ушел.

      Что реально мешало сделать в первом Джоне тоже самое? Пришли гопники, баба яга даже не просыпаясь уничтожает обоих.
      Тут и выясняется, что один из гопников сынок бывшего работодателя и тот чисто из так надо – начинает на него охоту и дальше все по фильму – реально завязка была бы не блевотная, как они «придумали»!

      Ответить
      • Роман Щербина
        27.03.2023 - 19:57

        Про это кстати есть более интересный чем первый “Уик” фильм Run All Night, 2015 с Лиамом Нисоном.

        Ответить
        • находка
          31.03.2023 - 18:53

          мне, чот, не очень зашёл.
          не вызвал сопереживания

          Ответить
    • Роман Щербина
      27.03.2023 - 19:53

      / Дэнни Цепной Пес

      Лучший фильм Джета Ли – Поцелуй Дракона

      / За Кровь Платят Кровью

      Блядин Блядут?!
      Да, сильная хитяга!

      Ответить
  4. Игорь Акимов
    31.03.2023 - 14:23

    Донни Ен крутой, не всё, но многие фильмы с ним видел, он имеет спортивные награды в ушу, в молодости участвовал в боях без правил, видно хорошо подготовлен. Он в фильмах со всеми звёздами единоборств дрался, даже с Майком Тайсоном (жена Донни переживала, как бы Тайсон не увлёкся, не зашиб бедного). Эдкинс и Зарор тоже в едиборствах не новички. Обзор порадовал, фирменный стиль Романа, Киянка нунчаками как дилдоками машет, рассмешил)). Три части смотрел, четвёртую тоже надо посмотреть,только платить не хочу, дождусь пиратского просмотра))

    Ответить
  5. находка
    31.03.2023 - 20:14

    Ознакомился с шедевром на большом экране и в удобном кресле.
    Высоких оценок не понимаю – я вообще не заметил никакой разницы с третьим фильмом (правда, я его не очень и помню).
    Экшен мало того, что однобразный (удары вялые, защита неинтересная), так все сцены ещё безбожно затянуты. Так еще и сюжетно и сценарно – тоже веди ничего нового, и ничего интересного.
    И хотя нельзя сказать, что я страдал во время просмотра, но и увлечения и вау эффекта ровно никакого.
    Персонажи чутка разбавляют общее уныние:
    донни хорош и пластичен, на его фоне деревяность Киянки особенно бросается в глаза.
    Толстый Скотина тоже хорош и в разговорах и в бою.
    Зорар вообще никакого внимания как персонаж не привлекает, но зато он в такой физической форме находится, что даже авторы джона уика не рискнули дать киянке его в бою победить, пришлось сторонней помощью пользоваться.
    Оно тоже молодец, пышет своей нездоровой харизмой.
    И негр с собачкой тоже молодец.

    Но в остальном, Роман полностью прав про нежелание пересматривать – экшен тот же самый, зачем по десятому кругу это всё смотреть?

    В общем, на имдб какая-то невероятно комплиментарная оценка, это обычная бешка на 6 баллов

    Ответить
    • Роман Щербина
      01.04.2023 - 12:55

      Жанр изменился безвозвратно и это его лучший сегодня представитель.
      Отсюда высокие оценки – зритель ведь тоже поменялся и людям такое кино реально очень нравится.

      Об этом недавно Джеки Чан говорил – в кино больше не нужны реальные мастера драк, упор на хайповых дрочунов.
      Поэтому, мол, я буду сниматься до ста лет – других джеки-чанов у вас нет и не будет.

      Ответить
      • 01.04.2023 - 13:12

        Слушай, ты конечно, можешь сейчас закидать меня тухлыми помидорами, но вот например весь экшен во втором капитане Америка, который у нас Другая война, а у них Зимний солдат – прямо вот отличный же. И рукопашка классная, и погони с перестрелками отличные.
        Могут де, когда захотят.
        Ну, и я не идеализирую боевики 80-х, там кроме пафоса очень немного по-настоящему интересного экшена было. Прямо с детства дико бесило, что они бьют друг друга по очереди.
        Совсем другое дело гонконговские боевики, вот там была выдающая хореография.
        Понятно, что не особо это было всё реалистично, но захватывало дух. Как в вышеупомянутом зимнем солдате.
        Удивительно, что взявшись за Серого человека, который по концепции прям клон зимнего солдата (минус фантастика): шпионский триллер про охоту на бывшего агента. Они даже близко к уровню рукопашного и огнестрельного экшена не подобрались.
        Видимо, Бред Аллан или вообще не работал над фильмом или не закончил его до смерти.
        Он отвечал за рукопашную хореографию лучших голливудских боевиков. Товарищ из окружения Джеки Чана. Довольно молодой 🙁
        Отчего умер – непонятно 🙁

        https://youtu.be/-J8tRFJg3t0

        Ответить
        • Роман Щербина
          01.04.2023 - 13:20

          Это где ЖСП снимался?
          Я даже не знаю, на мой взгляд с точки зрения кинодрак фильм вообще не получился.
          Целиком не смотрел, только рукопашные схватки.

          ЖСП и в ремейке Кикбоксера показал себе полностью стерильным в кадре, не его это.

          Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *