Как сказали когда-то “Блэк Саббат” – мы просто хотели рубануть рок под ужастики.
– И так был рождён Метал.
Хоррор стал тёмным вдохновением для первых металистов. Конечно, технологические и социальные рамки ограничивали кино-воплощения ужаса. Но уже тогда проявились отличительные черты будущего экстрима. Мейнстримные франкенштейны, привидения, оборотни, пришельцы никакого интереса у пацанов с хаерами не вызывали. Культовыми становились считавшиеся критиками вульгарной низкопробщиной фильмы ночных сеансов заброшенных кинотеатров.
– Безжалостная инквизиция.
– Языческие ритуалы и чёрная магия.
– И фантасмагорические кошмары запретного совьет-брутала.
80-е стали пиком обоих жанров. Фильмы ужасов наконец-то получили блокбастерные стероиды, а Тяжёлое Музло взорвалось на экстремальных весах молодого Метала. Крутые хитяги в саундтреках стали обычным делом.
От сатанинских слэшеров:
И подростковых тусовок:
До громких премьер признанных мастеров:
Причём в отличие от другого “низкого” жанра, Боевика, Хоррор имел сильнейшее преимущество – литературную базу. Веками ужасы позволяли раскрыться автору любого масштаба – хочешь строчи дешёвую порно-трешагу, хочешь рисуй поэтические полотна.
– Сильвестр Сталлоне был одержим готическими хоррор-сюжетами Эдгара По.
– Потому что не читал в школе Гоголя!
– По и Гоголь умерли в сорок лет практически одновременно.
И как раз в 80-е взошла звезда Короля Ужасов Стивена Кинга.
– Пррривет!
Кинг херачил конвейерными темпами.
– Секрет успеха – ёбнутая графомания!
Миллионные тиражи бестселлеров не успевали допечатывать.
– Библиотека успеха.
– Спасибо моим образованным читателям.
Экранизации летели в прокаты нон-стопом.
– У меня много ярких идей!
Престижные награды, всемирная популярность.
– Тотальное признание гения везде.
– Не везде, Стёпа.
Страшилки закомплексованного Кинга о его школьных дристаниях в штаны не впечатлили Тяжёлое Музло Силы никак. Также как и его многочисленные хайповые экранизации.
– Нечто из сральника!
– Просто с режиссёрами не везло!
– Просто пишешь говно!
Нобелевская премия по литературе, светские рауты, статус классика и властителя дум, рукоплескания коллег и восторги критиков – Говард Филлипс Лавкрафт мог бы назвать себя великим писателем. Но ничего из этого у него не было.
– Было другое.
Мэйджор-издательства им не интересовались, маститые критики пренебрежительно игнорировали, для масс его не существовало.
– Были причины.
При жизни книги Лавкрафта не печатали – его произведения лишь мелькали в дешёвых бульварных журналах.
– Первые блэк-демки.
Убеждённо труёвый Лавкрафт творил в вечность.
– Открыл врата в Запретное.
В корефанах были лишь такие же фанатики как он.
– Текст-шреды с Робертом Говардом – автором Конана Варвара.
Мрачный гений создал мир Абсолютного Зла.
– Гвозди Ужаса. Неизданное.
Который оказался никому не нужен. В 1937-ом году Лавкрафт умер в нищете.
– Но это только начало моего Пути.
Прошли десятилетия забвения. Сменились поколения, эпохи. Но с первым же грохотом Метала сумрачный дух Лавкрафта вырвался на свободу.
– Зов Ктулху.
Респектовые трибьюты, вдохновения, посвящения. Лавкрафт стал не просто культовым – он стал единым целым с Тяжёлым Музлом. Трей Азагтот – гитарист отцов дэт-метал Morbid Angel, взявший псевдоним божества из Мифов Ктулху.
– Пороки Древних.
Death, знаменитые Зловещие Мертвецы и Некрономикон – гримуар Лавкрафта, ожививший злобных трупаков.
Характерный момент – несмотря на кажущуюся сложность экранизаций и отсутствие больших бюджетов, фильмы по Лавкрафту получаются настоящими культовыми оллтаймами. Потому что их тоже делают только увлечённые безумные люди.
– Crazy evil артисты!
От кровавого треша:
И прикольных комедий:
До мэднесса фиолетовых туманов:
Влияние Лавкрафта настолько велико, что истеблишменту нехотя приходится признавать его величие. Необъятное наследие растащено массовой культурой на цитаты, косплеи, мемчики. Но это всего лишь жалкие попытки миджетов прикоснуться к тени Титана. Лавкрафт как человек другой эпохи, другой культуры, никогда не сможет вписаться в сегодняшний толерантный пантеон классиков. Атеист, мизантроп, расист – он не был и не будет частью мейнстрима.
– Блэк-метал-расизм.
Космический огонь Лавкрафта продолжает гореть в самом экстремальном дэт-брутале. Металисты нового поколения рубят на мега-стероидах диссонантного хаоса.
– Во славу Непостижимого.
– Forever Underground, дети мои.
Рекомендуемые по данной теме статьи:
14 комментариев
Толково! Не видел, чтоб Лавкрафта так сопоставляли с тяжёлым музлом, респект.
Я как раз осилил сериал-антологию Кунсткамера от Гильермы дель Торо. Там две серии по Лавкрафту – Модель Пикмана и Сны в ведьмином доме. И обе мутная хуита. В первой актёры постарались, а вторая просто хуита рафинированная. И, что характерно, как только начинали отступать от первоисточника и вставлять отсебятину, сразу всё и рушилось. Захотелось перечитать оригиналы.
Да ладно, погугли рок и метал по началу имени Loveкрафта – весь жанр от ЭТОМ!
Говард Филипс, да че тут скажешь, я его просто обожаю.
И с возрастом не проходит, по прежнему с огромным удовольствием ломаю глаза об его кривую писанину, но атмосфера.. Великий гений, других слов нет, не удивительно что вдохновлял и вдохновляет, тру мастер.
Его издавать у нас стали только с 90-х, когда стандарты качества литературы упали ниже плинтуса.
Еще вопрос чья там кривая писанина – Loveкрафта или горе-переводчиков.
Тоже верно.
Отличная статья, отличная музыка, действительно всё связано. Как говорила Коко Шанель – я не следую моде, я её создаю. Так и Лавкрафт создавал, стал классиком темного искусства, вошел в историю навечно. Его как и Кинга трудно экранизировать, главное не спецэффекты, атмосферу вот передать, нужно мастерство и талант.
А был тут на гвоздях обзор не нового фильма, названия не помню, там чет в больнице началось и закончилось как обычно в другом измерении.
Отличное кино, где Лавкрафт читается в каждом кадре, с афигенной атмосферой Лавкоафтовского ужаса.
Рекомендую если ценишь такое.
Мне все больше кажется, что Кинг писал свои книги изначально с прицелом на экранизацию. И порой кино получалось лучше оригинала, хотя бы “Бегущий человек”, “Зеленая миля”, “Побег из Шоушенка ” или “Мгла” Даи его попытка самому снять фильм об этом, на мой взгляд, говорит, это про “Максимальное ускорение”. Одним выстрелом старался убить двух зайцев. И ведь получалось же! А вот переложить прозу Лавкрафта в визуальный ряд, экранизировать… Даже не знаю, кому это удалось? Наверняка в “Дагоне”. Ближе всего его дух передает музыка, Роман, это Вами здорово подмечено. И еще, Стинг- современник, можно проследить, если кому интересно, как он подстраивается под запросы публики. А что в голове Лавкрафта было, уже не узнаем. Несправедливо это.
С авторами своих лучших экранизаций Кинг всегла смертельно срался с обидой и ревностью.
А вот с комфотными экранизаторами всегла получалась проходная чепуха.
Поэтому, есть сильные сомнения в таланиах Кинга предвидеть кино-потенциал соей писанины.
Лавкрафта вообще нет смысла экранизировать построчниками – он накидал идей, онитеперь реализуются в совершенно неожиданных интерпритациях.
Ругаться с режиссерами из- за обид вполне мог, но копейка ему с экранизаций по любому на карман падала, от нее он не отказывался же? Так же и популярность росла. Кроме того, в обществе, где все можно и нужно монетизировать, скандалы могли быть и постановочными, по любому на его имидж работали, поди разберись теперь, где Кинг был искренен и насколько. Мне кажется или нет, что Лавкрафт и По в придачу могли появится только в англо-саксонском мир с их экзистенциональными страхами перед всем и вся? Кинг признавался как- то что на него самое сильное впечатление, определившее направление его творчества оказало известие, что русские запустили спутник. В России мог Гоголь появиться, но не Кинг .
Ну, вроде не секрет,что Кинг тащил в свои книги наработки в том числе Лавкрафта.
Экранизации он считал просто пиаром книг и часто поначалу отдавал права на них за 1 доллар.
В феномене Кинга нет ничего особенного.
Это был бум массового чтения – а у нас в это время была литературная цензура, жанр просто выглядел иначе.
А так бы вполне могли дать качественного литературного хоррора наши обручевы, ефремовы и беляевы )
На счет 1 доллара. Брюс Уиллис вроде как у Тарантино в “Криминальном чтиве” тоже за 1 бакс снялся. Дивиденды потом пришли. А Рокфеллер вообще китайцам керосиновые лампы даром раздавал ( пароходами их возил) – чтобы они потом у него керосин к ним покупали. Все же хоррор, на мой взгляд, не наш жанр. Помнится, на излете СССР были сняты ряд фильмов- ужасов, причем совсем неплохих: “ГОсподин оформитель”, “День гнева” и особенно “Прикосновение”. А потом все разрешили, но путного хоррора так и создали(может, не стремились?), хотя попытки в сериалах периодически предпринимаются.
Ладно, оставим это. Роман, будьте добры, сделайте разбор последнего фильма с Николосом Кейджем “Отзвуки прошлого”.
С Кейджем получился скучнейший проходняк, невозможно смотреть, несмотря на проверенный сюжет.
Режиссёр бездарен.
У него фильм перед этим – с Брюсом Виллисом – и это пик карьеры – это всё, что нужно знать про этого мешкаря.
У нас был отличный писатель Леонид Андреев, и сын его Даниил, тоже Андреев – мастер совьёт дарк фэнтези. Да вообще много кто был, но цензура и условности не давали раскрыться в том виде, в каком это было у По\Лавкрафта. Хотя у того же Гоголя с хоррором полный порядок.