Лавкрафт: Отец Тьмы

Как сказали когда-то “Блэк Саббат” – мы просто хотели рубануть рок под ужастики.

– И так был рождён Метал.

Хоррор стал тёмным вдохновением для первых металистов. Конечно, технологические и социальные рамки ограничивали кино-воплощения ужаса. Но уже тогда проявились отличительные черты будущего экстрима. Мейнстримные франкенштейны, привидения, оборотни, пришельцы никакого интереса у пацанов с хаерами не вызывали. Культовыми становились считавшиеся критиками вульгарной низкопробщиной фильмы ночных сеансов заброшенных кинотеатров.

– Безжалостная инквизиция.

– Языческие ритуалы и чёрная магия.

– И фантасмагорические кошмары запретного совьет-брутала.

80-е стали пиком обоих жанров. Фильмы ужасов наконец-то получили блокбастерные стероиды, а Тяжёлое Музло взорвалось на экстремальных весах молодого Метала.  Крутые хитяги в саундтреках стали обычным делом.

От сатанинских слэшеров:

И подростковых тусовок:

До громких премьер признанных мастеров:

Причём в отличие от другого “низкого” жанра, Боевика, Хоррор имел сильнейшее преимущество – литературную базу. Веками ужасы позволяли раскрыться автору любого масштаба – хочешь строчи дешёвую порно-трешагу, хочешь рисуй поэтические полотна.

– Сильвестр Сталлоне был одержим готическими хоррор-сюжетами Эдгара По.

– Потому что не читал в школе Гоголя!

– По и Гоголь умерли в сорок лет практически одновременно.

И как раз в 80-е взошла звезда Короля Ужасов Стивена Кинга.

– Пррривет!

Кинг херачил конвейерными темпами.

– Секрет успеха – ёбнутая графомания!

Миллионные тиражи бестселлеров не успевали допечатывать.

– Библиотека успеха.


– Спасибо моим образованным читателям.

Экранизации летели в прокаты нон-стопом.

– У меня много ярких идей!

Престижные награды, всемирная популярность.

– Тотальное признание гения везде.


– Не везде, Стёпа.

Страшилки закомплексованного Кинга о его школьных дристаниях в штаны не впечатлили Тяжёлое Музло Силы никак. Также как и его многочисленные хайповые экранизации.

– Нечто из сральника!


– Просто с режиссёрами не везло!


– Просто пишешь говно!

Нобелевская премия по литературе, светские рауты, статус классика и властителя дум, рукоплескания коллег и восторги критиков – Говард Филлипс Лавкрафт мог бы назвать себя великим писателем. Но ничего из этого у него не было.

– Было другое.

Мэйджор-издательства им не интересовались, маститые критики пренебрежительно игнорировали, для масс его не существовало.

– Были причины.

При жизни книги Лавкрафта не печатали – его произведения лишь мелькали в дешёвых бульварных журналах.

– Первые блэк-демки.

Убеждённо труёвый Лавкрафт творил в вечность.

– Открыл врата в Запретное.

В корефанах были лишь такие же фанатики как он.

– Текст-шреды с Робертом Говардом – автором Конана Варвара.

Мрачный гений создал мир Абсолютного Зла.

– Гвозди Ужаса. Неизданное.

Который оказался никому не нужен. В 1937-ом году Лавкрафт умер в нищете.

– Но это только начало моего Пути.

Прошли десятилетия забвения. Сменились поколения, эпохи. Но с первым же грохотом Метала сумрачный дух Лавкрафта вырвался на свободу.

– Зов Ктулху.

Респектовые трибьюты, вдохновения, посвящения. Лавкрафт стал не просто культовым – он стал единым целым с Тяжёлым Музлом. Трей Азагтот – гитарист отцов дэт-метал Morbid Angel, взявший псевдоним божества из Мифов Ктулху.

– Пороки Древних.

Death, знаменитые Зловещие Мертвецы и Некрономикон – гримуар Лавкрафта, ожививший злобных трупаков.

Характерный момент – несмотря на кажущуюся сложность экранизаций и отсутствие больших бюджетов, фильмы по Лавкрафту получаются настоящими культовыми оллтаймами. Потому что их тоже делают только увлечённые безумные люди.

– Crazy evil артисты!

От кровавого треша:

И прикольных комедий:

До мэднесса фиолетовых туманов:

Влияние Лавкрафта настолько велико, что истеблишменту нехотя приходится признавать его величие. Необъятное наследие растащено массовой культурой на цитаты, косплеи, мемчики. Но это всего лишь жалкие попытки миджетов прикоснуться к тени Титана. Лавкрафт как человек другой эпохи, другой культуры, никогда не сможет вписаться в сегодняшний толерантный пантеон классиков. Атеист, мизантроп, расист – он не был и не будет частью мейнстрима.

– Блэк-метал-расизм.

Космический огонь Лавкрафта продолжает гореть в самом экстремальном дэт-брутале. Металисты нового поколения рубят на мега-стероидах диссонантного хаоса.

– Во славу Непостижимого.

– Forever Underground, дети мои.

Рекомендуемые по данной теме статьи:

Цвет из иных миров

Великолепный

Black Metal: Семя Дьявола и осколки черепа

14 комментариев

  1. Станислав
    20.01.2023 - 21:24

    Толково! Не видел, чтоб Лавкрафта так сопоставляли с тяжёлым музлом, респект.

    Я как раз осилил сериал-антологию Кунсткамера от Гильермы дель Торо. Там две серии по Лавкрафту – Модель Пикмана и Сны в ведьмином доме. И обе мутная хуита. В первой актёры постарались, а вторая просто хуита рафинированная. И, что характерно, как только начинали отступать от первоисточника и вставлять отсебятину, сразу всё и рушилось. Захотелось перечитать оригиналы.

    Ответить
  2. dr.groove
    21.01.2023 - 09:01

    Говард Филипс, да че тут скажешь, я его просто обожаю.
    И с возрастом не проходит, по прежнему с огромным удовольствием ломаю глаза об его кривую писанину, но атмосфера.. Великий гений, других слов нет, не удивительно что вдохновлял и вдохновляет, тру мастер.

    Ответить
    • Роман Щербина
      21.01.2023 - 09:34

      Его издавать у нас стали только с 90-х, когда стандарты качества литературы упали ниже плинтуса.
      Еще вопрос чья там кривая писанина – Loveкрафта или горе-переводчиков.

      Ответить
  3. Игорь Акимов
    21.01.2023 - 12:27

    Отличная статья, отличная музыка, действительно всё связано. Как говорила Коко Шанель – я не следую моде, я её создаю. Так и Лавкрафт создавал, стал классиком темного искусства, вошел в историю навечно. Его как и Кинга трудно экранизировать, главное не спецэффекты, атмосферу вот передать, нужно мастерство и талант.

    Ответить
    • dr.groove
      21.01.2023 - 15:44

      А был тут на гвоздях обзор не нового фильма, названия не помню, там чет в больнице началось и закончилось как обычно в другом измерении.
      Отличное кино, где Лавкрафт читается в каждом кадре, с афигенной атмосферой Лавкоафтовского ужаса.
      Рекомендую если ценишь такое.

      Ответить
  4. Константин Никифоров
    23.01.2023 - 20:34

    Мне все больше кажется, что Кинг писал свои книги изначально с прицелом на экранизацию. И порой кино получалось лучше оригинала, хотя бы “Бегущий человек”, “Зеленая миля”, “Побег из Шоушенка ” или “Мгла” Даи его попытка самому снять фильм об этом, на мой взгляд, говорит, это про “Максимальное ускорение”. Одним выстрелом старался убить двух зайцев. И ведь получалось же! А вот переложить прозу Лавкрафта в визуальный ряд, экранизировать… Даже не знаю, кому это удалось? Наверняка в “Дагоне”. Ближе всего его дух передает музыка, Роман, это Вами здорово подмечено. И еще, Стинг- современник, можно проследить, если кому интересно, как он подстраивается под запросы публики. А что в голове Лавкрафта было, уже не узнаем. Несправедливо это.

    Ответить
    • Роман Щербина
      23.01.2023 - 20:44

      С авторами своих лучших экранизаций Кинг всегла смертельно срался с обидой и ревностью.
      А вот с комфотными экранизаторами всегла получалась проходная чепуха.
      Поэтому, есть сильные сомнения в таланиах Кинга предвидеть кино-потенциал соей писанины.
      Лавкрафта вообще нет смысла экранизировать построчниками – он накидал идей, онитеперь реализуются в совершенно неожиданных интерпритациях.

      Ответить
      • Константин Никифоров
        24.01.2023 - 08:01

        Ругаться с режиссерами из- за обид вполне мог, но копейка ему с экранизаций по любому на карман падала, от нее он не отказывался же? Так же и популярность росла. Кроме того, в обществе, где все можно и нужно монетизировать, скандалы могли быть и постановочными, по любому на его имидж работали, поди разберись теперь, где Кинг был искренен и насколько. Мне кажется или нет, что Лавкрафт и По в придачу могли появится только в англо-саксонском мир с их экзистенциональными страхами перед всем и вся? Кинг признавался как- то что на него самое сильное впечатление, определившее направление его творчества оказало известие, что русские запустили спутник. В России мог Гоголь появиться, но не Кинг .

        Ответить
        • Роман Щербина
          24.01.2023 - 11:59

          Ну, вроде не секрет,что Кинг тащил в свои книги наработки в том числе Лавкрафта.
          Экранизации он считал просто пиаром книг и часто поначалу отдавал права на них за 1 доллар.

          В феномене Кинга нет ничего особенного.
          Это был бум массового чтения – а у нас в это время была литературная цензура, жанр просто выглядел иначе.

          А так бы вполне могли дать качественного литературного хоррора наши обручевы, ефремовы и беляевы )

          Ответить
          • джем "
            25.01.2023 - 07:24

            На счет 1 доллара. Брюс Уиллис вроде как у Тарантино в “Криминальном чтиве” тоже за 1 бакс снялся. Дивиденды потом пришли. А Рокфеллер вообще китайцам керосиновые лампы даром раздавал ( пароходами их возил) – чтобы они потом у него керосин к ним покупали. Все же хоррор, на мой взгляд, не наш жанр. Помнится, на излете СССР были сняты ряд фильмов- ужасов, причем совсем неплохих: “ГОсподин оформитель”, “День гнева” и особенно “Прикосновение”. А потом все разрешили, но путного хоррора так и создали(может, не стремились?), хотя попытки в сериалах периодически предпринимаются.
            Ладно, оставим это. Роман, будьте добры, сделайте разбор последнего фильма с Николосом Кейджем “Отзвуки прошлого”.

            Ответить
            • Роман Щербина
              25.01.2023 - 11:49

              С Кейджем получился скучнейший проходняк, невозможно смотреть, несмотря на проверенный сюжет.

              Режиссёр бездарен.

              У него фильм перед этим – с Брюсом Виллисом – и это пик карьеры – это всё, что нужно знать про этого мешкаря.

              Ответить
        • Станислав
          25.01.2023 - 10:55

          У нас был отличный писатель Леонид Андреев, и сын его Даниил, тоже Андреев – мастер совьёт дарк фэнтези. Да вообще много кто был, но цензура и условности не давали раскрыться в том виде, в каком это было у По\Лавкрафта. Хотя у того же Гоголя с хоррором полный порядок.

          Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *