Легенда о святом пропойце

Кино про алкоголь и уставших загрустивших мужиков всегда было нашим национальным достоянием – наравне с балетом, шахматами и привычкой брать штурмом европейские столицы. Тягаться с нами в этом жанре сложно – массовость и азарт вовлечения в процесс населения обуславливает неизменно душевное качество. Сыграть алкаша для настоящего народного артиста было, пожалуй, поважнее, чем декламировать куплеты Гамлета. Некоторые нашли в этом образе блокбастерный успех – как, например, неукротимый sexy-beast Андрей Мягков. Некоторые и вовсе полностью посвятили себя искусству – Михе Ефремову удалось впервые за десятки лет протрезветь только на тюрьме. На фоне такого богатого пласта культуры недавний «Оскар»-триумфатор, скандинавский фильм «Еще по одной», выглядел довольно неубедительно. Но были в зарубежном кино и более впечатляющие попытки. Такие как фильм «Легенда о святом пропойце» (La Leggenda del santo bevitore, 1988), где за проклятую бутылку уверенно берётся сам Рутгер Хауэр.

– Еще по одной?

– Ваше здоровье!

Удивительно, но фильм выглядит стилистическим отражением вышедшего в том же году советского «Город Зеро». Такое, гуляющее эхо межу европейским и советским артхаусом. Много похожего. Бытовая обыденность фантасмагории и трагическая беспомощность персонажа, заблудившегося в лабиринтах иллюзий. Даже грустные усы Леонида Филатова приросли к образу спившегося Хауэра как родные.  Оба фильма озадачивают зрителя своим неореализмом – ведь они (фильмы) глубоко символичны.

– Играть нужно талантом, а не усами! Моими!

Оба персонажа – чужие в окружающем их мире. Один потерялся на сломе эпох перед лицом неотвратимых пугающих перемен. Другой пытается вернуться в мир, в котором когда-то был счастлив, но не может найти правильный путь.

– И только я подумал, что завязал…

Путь-то как раз вполне понятен, но препятствия на нем непреодолимы. Добрый прохожий дарит опустившемуся пьянице 200 франков, тем самым предлагая решить самому, как ими распорядиться – уйти за черту бесповоротно или же воспользоваться деньгами как шансом вернуться к прежней жизни.

– Нормально ведь жил. Как же все таки людей деньги портят!

Тронутый такой бескорыстной человечностью, персонаж Хауэра вспоминает своих родных, близких, свою любовь – все, что когда-то у него было. Очень давно, но было. Находит в этом мотивацию вырваться из безвольного алкоголического угасания. Приводит себя в порядок, приосанивается, глаза его яснеют, меняется круг общения, появляется работа, герой Хауэра начинает получать удовольствие от красок и эмоций трезвой жизни.

– Хватит!

Но вместе с окрылением мечтами приходит и понимание их недостижимости.  Работа – случайные подачки, жилья нет. Родители давно ушли, друзья забыли, а из-за любимой женщины он в своё время попал в тюрьму и сломался. Так многое нужно менять, но где взять на это силы?

– Ну почему ты молчишь, сволочь? Ответь! Скажи, что мне делать!

Ведь стоит протянуть руку к бутылке, и все решится само собой, волшебным способом – любимая женщина упадёт в твои объятия, да и не только она – возможны любые головокружительные романы, успешные друзья будут счастливы тебя видеть, а папа с мамой снова будут рядом. Все это, конечно же, заканчивается потрясением от возвращения в реальность из туманов похмельной блевотины.

– Он всегда молчит. Всегда.

И ужасом от того, что снова катишься в прежний кошмар. Снова идёшь вперёд (с этого понедельника все будет иначе), к той заветной церкви, чтобы выполнить обещание и вернуть 200 франков. Чтобы почувствовать себя человеком.  Но, раз за разом, срываешься на дно. И, чтобы вырваться из порочного круга, придётся заплатить очень дорогую цену. И уже не франками.

– Предчувствие непоправимого.

Ну, вот это совсем другое дело.  Не тик-ток пляски из «Ещё по одной». Несмотря на культурные различия быта для нашего зрителя – суть ухвачена крепко. По крайней мере, как я ее понял – фильм наполнен серьезным символизмом и открыт для массы интерпретаций. Его можно, кстати, воспринимать прямо по картинке безо всяких ребусов – что показывают, в то и верю. Снят очень круто. Плюс музыка. Такое ощущение, что между тобой и телевизором – живая оркестровая яма. Ну, и грустные филатовские усы Рутгера Хауэра не подвели, этой ролью он многих удивил. Никакого «Оскара» фильм не получил, даже номинацию. Но кино очень хорошее, можете сами в этом убедиться.

 

Он всегда молчит:

 

4 комментария

  1. dr.groove
    16.07.2021 - 00:00

    Рутгер Хауэр, как много в этом имени..

    Верно Майснер говорит, смотришь те фильмы, их как будто инопланетяне сняли.

    Рутгер когда умер, у меня как будто часть души умерла, не вру ей богу.

    Когда уйдет Слай, Жан Клод, Рурк, Дольф.. надеюсь очень, что не скоро еще.

    Как быстро всё меняется сейчас, время еще быстрее летит, и новое в противоречие предыдущему всё жестче, и новое побеждает, это неизбежно.

    Боюсь однажды проснуться в мире который не смогу принять в принципе, в абсолютно чужеродной среде.

    Ответить
    • Роман Щербина
      16.07.2021 - 08:30

      А уже сегодня видно как дальше будет.
      Реслинг.
      Блокбастерные рейтинги, народная любовь, шоу международного уровня.
      Все закончилось.
      Звезд нету, правильные образы показывать запрещено.
      Опасные приемы показывать запрещено.
      Вместо титанов – бренды и франшизы.
      Рамблы заменили на комиксы.

      Смотрят только юные дрочилы-анимешники, народ оттуда ушел навсегда.
      То же самое и с кино.

      Уже гораздо интереснее смотреть старое, которое прошляпил или в то время еще не дорос.
      Кинохерню уже вовсю эксклюзивно лепят для стрим-площадок – с теми же бюджетами.

      В кино ходить – все меньше причин.
      Ноль новых звезд, ноль идей, фальшивые ценности.

      Ответить
  2. lexalexa
    16.07.2021 - 19:45

    Спасибо большое! Будем смотреть.
    ….
    “привычкой брать штурмом европейские столицы” – тут прям ржанул

    Ответить
  3. ZeN
    20.07.2021 - 17:47

    Отличный обзор, возьму кино на заметку.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *