Фильм Дэвида Лоури «Легенда о Зеленом Рыцаре» (The Green Knight, 2021) нашел своего зрителя и сумел его взбудоражить. Хотя особых надежд на этого режиссера никто не возлагал, а литературная основа была довольно специфическим средневековым эпосом. Но Лоури неожиданно завел кино в глубину серьезного символизма, наполнив его нешуточным визуальным трансом. Получилось настолько необычно, что весь фильм задаешься вопросом – действительно ли фильм так хорош, каким он кажется? Каждый будет сам искать свои ответы.
С первых кадров фильм заставляет вздрогнуть. Задумчивая камера Лоури дает тягучую картинку злых туманов той самой «Ведьмы» (The VVitch, 2015) Роберта Эггерса, а дальнейший Путь Рыцаря напоминает отчаянные метания «Охотника за головами» (The Head Hunter, 2018) Джордана Дауни. При этом, у зрителя нет никакой уверенности, в каком жанре фильм придет к кульминации. Угрюмая готика дополняется жестоким равнодушием вечной природы. А личную драму пытающегося обрести Силу слабого героя со всех сторон подпирают безупречно убедительные суровые рожи.
– Были рожи и посерьезнее!
Лоури каждую харю в кадре выстругал индивидуально. Героя, пытающегося стать легендарным рыцарем, играет индус Дев Патель. Но он не выглядит в этой роли толерантным рогаликом. Он четко на своем месте и не вызывает вопросов. Слава богу, что не Адам Драйвер.
– Я вам хорошо рыцаря сыграю. Только не отдавайте меня обратно Шьямалану!
Но все остальные – вот это рожи, вот это образы! Мать-ведьма, за который тянется шлейф Тьмы. Сиплый Король Артур, в ветхом теле которого по осанке и жестам безошибочно считывается Сила. Кельтские берсерки за круглым столом. Призрак девушки со внешностью конопатого негра-альбиноса. Косорылые сельские разбойники. Даже стерильная Алиска Викандер не строит из себя Лару Крофт, а морочит Герою голову разными любовными образами во время его путешествия на плаху.
– Любовь или Корона? Да шучу я. Забудь.
И, конечно же, Зеленый Рыцарь. Который, как антипод Короля Артура, напитан всеми возможными смыслами – христианскими и языческими. Собственно, таким он и вышел у Лоури – демон-друид, за деревянной маской которого сверкают глаза Люцифера.
– Вали эту падлу сразу и наглухо! Не верь ни единому слову!
Сам эпос крайне незатейлив. Явившийся демон просит жертву. Готов принять лучший удар бойца Короля, но через год должен вернуть этот удар своему же палачу уже у себя, в Зеленой Часовне. Путь между этими двумя точками вмещает в себя все – трусость и мужество, слабость и решительность, целомудрие и одержимость, веру и сомнение, благородство и лицемерие. Когда зажгутся все пять лучей звезды Ордена Темплиеров – избранный станет Рыцарем.
– Слишком много общего с фильмом The VVitch. Не верьте в совпадения!
В этом фильме каждый разглядит какие-то личные смыслы. Я не сторонник дословной расшифровки – что-то нужно оставить в качестве мистического фона и не тревожить. Не старался постичь «правильное» прочтение этого символизма, могу лишь рассказать, как я его воспринял в моменте.
– Выразительный режиссер.
Путь Посвящения в Рыцари в этом фильме начинается с Обряда Инициации. И ведьма-мать, и ее брат Король Артур видят, что Герой (сэр Гавейн) – слабый человек, который коротает досуг в порочных утехах. Шокирующий сдвиг привычного уклада вещей отсекает его от прошлой жизни – он уже взглянул в пустые глаза Тьмы. Зеленый Рыцарь пометил его Злом. Теперь Гавейн отправляется в Путь, который закончится лишь смертью – как и жизнь любого другого человека. Он должен быть готов пройти этот Путь достойно.
– Голову за голову, поцелуй за поцелуй.
Но его не получится пройти идеально – под защитой оберегов, на могучем коне, властью освященного оружия. Все пойдет не так. И все испытания на твоем Пути будут внимательно изучать тебя своими изумрудными глазами.
– Вся жизнь – испытание на стойкость. Путь каждого Героя закончится здесь.
Под ногами у тебя будет метаться с материнской заботой японский призрак-лисица, но он не сможет уберечь от самых сложных испытаний. Которые каждый раз проверяют – горят ли еще лучи на твоей звезде Ордена Темплиеров. Или же ты уже забыл зачем вообще шел в эту сторону. Может быть, и рыцарство то – давно мертво?
– Дай мне серьезного хлопчика, Артур. Я устал разочаровываться в людях.
Все мы идем на смерть с самого рождения. Вопрос лишь в том, что нам будет вспомнить в последний момент. И как нас будут посвящать в Настоящие Рыцари. Мечом Короля или Топором Палача.
– Я хочу свой последний шанс!
– Я тоже хочу.
Красивое получилось путешествие. Которое еще несколько дней после просмотра осмысливаешь, вспоминая символы и намеки. Оно не требует от зрителя напряжения, начитанности и насмотренности. Его можно просто с удовольствием созерцать. Но, оно готово дать больше тем, кто способен взять больше.
4 комментария
Первоисточник, если не ошибаюсь впервые адаптировал со староанглийского на современный в свое время Толкиен.
Индус в главной роли сразу настроил меня на первоисточник!!!
– Ты что, просто меня зарубишь?
– А чего ты ожидал?
Супер фильм. Песни про великие подвиги поют не те же люди, что их совершали.
Да, киношка получилась неожиданно добротная для этого автора и вообще.