Считаю, что нет смысла повторяться и глумиться над упадническими тупиками современной “Олимпии” в сравнении с ее пиковыми успехами прошлых золотых лет. Это уже неспортивно, нужно учитывать современные процессы в Культуризме. Прошлое недосягаемо, момент упущен, “золотой век” пройден безвозвратно. Но формат данного турнира всё же проходит через поиски своего места в современной турбулентности социальных и медиа условий, там тоже происходят серьезные перемены. У IBBF (организация Джо Вейдера, проводящая “Олимпию”) практически монополия на Культуризм и там нет никакого желания банкротиться и исчезать. Отсюда вся эта нелепая пестрота количества категорий на любой вкус – это, конечно, не самая удачная попытка возглавить непонятные тренды толерантностей. Но, после уродливых провалов последних “Олимпий”, оперативно была проведена работа по отказу от пузатых монстров-уродов в топах турнира. Лихорадочно восстанавливается некий баланс хоть какой-то эстетики пропорций. Потому что у базовой аудитории “Олимпии” есть запрос именно на Классику. И вот здесь у Культуризма возникают очень серьезные проблемы. Потому что время тоже не стоит на месте и наносит по современным монопольным форматам смертельные удары. “Олимпия”, очевидно, уже просто не способна поднять веса прошлого, но, возможно, её еще более разрушительно разобьют удары будущего. “Олимпия 2024” идет по краю исчерпания своего формата. Турнир становится просто ненужным. Поэтому, именно сегодняшняя “Олимпия” становится крайне интересной в качестве ключа к будущему этого некогда по-настоящему массового мужского Спорта.
– Вырвав пояс – неси его ношу достойно, Штрудель.
– Ладно, дядя Серёжа.
Из всего списка соревновательных категорий по прежнему интересны только две – открытая абсолютная категория монстров “Мистер Олимпия” и более эстетичная “Классик Физик”. Из-за тотального упадка абсолютной мужской “Олимпии”, настоящей звездой “Олимпий” 20-х годов нашего столетия стал именно Крис Бамстед. Он выковал себе идеальное тело Титана, подобрал под него стильные трусишки и модные усишки. У него безупречная внешность для всех возможных плакатов и обложек. Он ослепителен и безупречен. Опустим цену таких пиков формы – Бамстед который раз на соревнования выползает из-под комотозных капельниц. Я за такое не готов осуждать – всему своя цена, результат он выдает совершенно космический. Выгребает свои победы по праву сильнейшего. Он штучная звезда, мотиватор для масс. Проблема в другом. Он не мотивирует.
У него другое амплуа и турнир Олимпии тут лишь формальность. Весь харизматичный хайп культуризма уже надежно ушел на монетизацию ютуба. Где Бамстед играет на стримах лишь чувственного эмо-персонажа, максимально дистанцируется от образа Железной Машины, да и никогда ей не являлся на самом деле. Самое главное шоу лучших стероидов, сенсационных техник и мега-бицухи уже в соцсетях. Вся аудитория уже там. Сенсации, методики и новости – данная публика ищет тоже там. Вот в чем серьёзнейшая проблема современной Олимпии. Престиж Главной Короны под серьезным сомнением.
Блессинг Авадибу занял на Олимпии 2022 почётное последнее место – зато в интернете у него прекрасные показатели:
Тем более, что Монструозная Олимпия в абсолютной категории так и не смогла породить Лицо Спорта. Да, победил Самсон Дауда, я сам видел только его в качестве интересного чемпиона этого безнадежного Турнира, не надеялся на такой Триумф. Огромный, пропорциональный, жесткий – по сравнению с пузатыми мега-масс уродами он выглядел практически безнадежным бунтарем. Но вот он неожиданного получил свою Золотую Олимпию. С одной стороны – это шок. “Олимпия” фактически отреклась от квадратных карликов “метр-на-метр” и химических гипертрофированных мутантов. Это серьезный шаг в правильном направлении. Но он обнажил и другие проблемы, еще более серьезные. Путь перерождения “Олимпии” будет крайне тернист и труден – его натурально придется пройти босиком по раскаленным гвоздям.
Рост современным бодибилдерам всегда был лишь помехой. Дауда, наконец, сломал этот стереотип:
– Настоящая мега-масса должна быть гигантической.
Мощная масса современной фармакологии до сих пор не нашла свое качество – рослые атлеты выглядят откровенно “недожатыми” в сушке и пропорциях. Потому что цена слишком высока – на почетный подиум в 2024 году вышли прошлые Чемпионы, и Ронни Колман полз на костылях. После него никто уже не рискует так разменивать здоровье на “Олимпию”. Инвалидность гарантирована, вопрос вообще может быть поставлен ребром – жизнь или смерть.
– Бренное тело…
– … не потянуло максимальных триумфов железного духа.
Поэтому, “Олимпии” обязательно нужен серьезный детокс и сброс этой бесполезной массы до более эстетичного формата. А для зрелищности и массовости нужны именно яркие рослые атлеты. Причем, я как фанат безнадежного андердога Самсона Дауды на этой Олимпии неожиданно аплодировал совсем другому атлету. Настоящему подвальному ноу-нейму, который затмил первую пятерку по очень важному качеству – по натуральной харизме.
Эндрю Джекеду запороли произвольную программу на Олимпии – вставили не то музло, и он на расслабоне откатал свои шпагаты а-капелла. Поэтому даю более раннее его видео:
– Не распираемый кишечными газами, умирающий от астматической комы инвалид, а веселый могучий пластичный великан.
– Впечатляющий атлант.
Пятое место такого атлета – это серьезный вопрос к организаторам. Как бы снова не прошляпить серьезного чемпиона, как это было с Седриком МакМилланом. “Олимпия” не может больше позволить себе игнорировать харизматичных атлетов просто за счет технических нормативов (причем, крайне субъективных). Этот момент должен быть серьезно переосмыслен.
Несмотря на то, что Седрик помер молодым – свой путь в Бодибилдинге он упустил именно из-за недостатка абсурдной химии:
– Безо всякого высокомерия взлохматил заблудившегося дедушку.
Именно поэтому должен быть перерожден престиж категории “свободное позирование”. Он стал лишь формальностью, Полностью выброшен из судейских оценок, атлеты практически не тратят на него свои ресурсы, программы индивидуальных позирований стали откровенно примитивными, формальными и деревянными. Из яркого спорта выброшен главный элемент зрелищности. Эту ошибку нужно устранять в первую очередь. Кто зажигает зал и рвёт толпу – тот и чемпион. Никак иначе. А на “Олимпии 2024”, наоборот, было засилье очкариков в модных оправах и бородатых барбершоперов – одному из которых чуть не всрал Крис Бамстед чисто по техническим оценкам отдельных жопоглавых мышц. Нет критерия для общей оценки эффектности атлета в целом – в этом ключевая проблема формата турнира.
1992 год был максимально конкурентным, и стал точкой краха эстетической классики Бодибилдинга:
Вызов бездушной системе очков брошен. “Олимпия” перерождается. Но хватит ли у неё сегодня достаточно медийных и харизматичных атлетов, чтобы что-то поменять? Крис Бамстед был явно изнурен своей чередой чемпионств в “Классик Физик”. Откровенно намекал на завершение профи-карьеры. Но внезапно заявился на абсолютную категорию. Явно не в смысле набирать лишние тридцать кило соревновательной массы, наоборот, зафиксировать классический Бодибилдинг в приоритетную эстетику “Олимпии”. Это может быть удачным продуманным профессиональным решением. Более того, это может быть в принципе новым форматом “Олимпии”, о котором уже заключена сделка. Но Крис Бамстед в супертяжах – это уже огромная сенсация. Значит всё делают правильно. За исключением одного.
– Бамстед идёт на максимум.
– На максимальной мотивации.
Крис Бамстед в данной ситуации – полностью ведомый персонаж. Он не бунтарь, не Мохаммед Али своего спорта. Он не ломал правила, не указывал на уродство современного Бодибилдинга. Не ставил ультиматумы – “Бодибилдинг это я”. Хотя должен был. И его должен был поддержать Арнольд Шварценеггер как серьезный организатор, как Герой своего спорта. Но для флюгера Шварценеггера бодибилдинг оказался недостаточно успешным форматом – он не собирался тут ничего реформировать лично, только стелиться под самые уродливые тренды. Поэтому, Крис Бамстед сейчас идет на гребне чужой волны, но довольно успешно. Он станет Лицом нового Бодибилдинга. Именно его запомнят. Хотя он и не привнесет в наполнение своей формы ничего личного. Увы.
Но сравнивать его мы все равно будем с Лучшими:
Если Крис Бамстед возьмёт следующую хэви-Олимпию – это будет возврат в 1993 год и отречение от 30-летнего безумия Бодибилдинга.
– За такой Культуризм не грех и поболеть.
1 Комментарий
Чисто голливудское бигдрамашоу получится: всем и все доказавший мегазаслуженный усатый классик против пузатых недосушенных карликов в абсолюте.