Даже самому было довольно странно прийти к такому выводу, но Джон Ву совершенно не шарит в боевиках. Несмотря на то, что сделал на них всю успешную карьеру. Как снимал свою вонючую китайскую лапшу, идиотизм которой был уместен только в стилистике азиатских криминальных “драм” – так и цепляется за любимые приемы даже там, где они уже неуместны. Мода на сло-мо давно прошла, фирменное визионерство Ву потеряло свою броскость. На первый план вылезли все недостатки кино-стиля китайца. В фильме “Немая ярость” (Silent night, 2023) они (недостатки) выглядят реально удручающе и без шансов хоронят довольно неплохое по задумке кино.
– Ву, ты про Брюса Ли слышал? Не интересуешься? Всё понятно.
Не зря же совместная работа Джона Ву и Ван Дамма в “Трудной мишени” брызнула говном творческих разногласий. Ван Дамм хотел больше драк в кадре, а Ву снимал играющего на рояле Хенриксона и хотел сделать героя более романтичным – без пошлого заголения бицепсов и махания ногами. Дело закончилось даже перемонтажом фильма под руководством Ван Дамма, что неудивительно – достаточно ознакомиться с парой интервью Ву про работу в Голливуде. Жанром американского боевика он никогда не интересовался, практически ничего не смотрел. Работать в своих американских боевиках после срачей с Ван Даммом предпочитал с актерами, а не спортсменами – с Траволтой и Крузом он без проблем нашел общий кино-язык. В общем то и спорить не о чем – Ву обогатил голливудский экшен новаторским визуальным стилем, который очень хорошо разогнал экшен-блокбастеры, сделал их более зрелищными. Но оказался ненужным в классических боевиках – но по ним никто не думал горевать. Всё закончилось революционной “Матрицей”, которая и разграничила экшен на дорогие блокбастеры и каскадерский “трэш”. Ну, а Джона Ву, после нескольких кассовых провалов, отправили варить лапшу обратно в Китай – в Голливуде он все равно остался инородным чужаком, а его приемы индустрия довольно быстро освоила и сделала массовым спецэффектом.
– Нужно больше драк. Просто научись их снимать, я помогу.
Ну, а что касается уровня боевиков Джона Ву, то без Ван Дамма – это лишь перестрелки ради перестрелок и погони ради погонь. Пустое содержание с красивой картинкой. Такое работает только в каких-то сказочных экшенах с серьезными жанровыми условностями – в “Миссиях”, “Бондах” или “Трансформерах”. В “Немой ярости” Ву пытается дать жесткого реалистичного бандитского нуара – помесь игрушки Kingpin и фильмов про уличных мстителей – “Жажда смерти”, “Помеченный смертью” или даже “Гнев”. А такой поджанр не терпит пошлой суеты, каждый шаг нужно чеканить увесисто и убедительно.
– Сначала будет много сло-мо, потом добавим еще сло-мо, а вот тут голубей пустим.
– Идеально!
При этом, фильм сходу выдает разгоряченному зрителю ледяной душ в трусы: вокруг бестолково тарахтят узи с двух рук, лишь разнося в говно мусор и реквизит; гонки поражают надуманной нереалистичностью; убегающего героя по закрытой узкой улице не может догнать машина; попасть в персонажа не получается из автомата, даже высадив ему в спину рожок “калаша” с пяти метров. В итоге, вступительная сцена заканчивается серьезным смертельным ранением героя – для чего тогда нужно было городить эту приторную аляповатую китайщину? Ну, дали бы Злодею нормально сломать Героя безо всей этой пошлятины.
– Так много недостойной суеты, чтобы просто перерезать терпиле глотку.
Есть даже вполне понятный ответ на этот вопрос – некому было что-либо возразить Джону Ву. Фильм был сделан под мутного персонажа Юэля Киннамэна, пределом мечтаний которого был кривоногий экшен Киану Ривза в “Джоне Уике”. Кроме “похожести” на “Уика” – других пожеланий у продюсеров и актера, видимо, просто не было. Но Ву пошел ещё глубже – даже Уик был профессиональным киллером, это азы жанра – смертельную месть должен нести крутой мастер. Мент, бандит, армейский ветеран. Тут же у нас персонаж, который не умеет ничего вообще. Чтобы отомстить за погибшего от случайной бандитской пули малолетнего сына – он учится единоборствам, ножевому бою и тактике штурма помещений… в своем гараже по ютуб-роликам.
– Убьют же тебя, доходяга.
Понятное дело, что становится супер-убийцей невероятного уровня – всего за полгода. Все это время с огромной личной неприязнью следит за бандитами через телескопный объектив фотоаппарата как настоящий эджент FBI. Непонятно – что мешало просто застрелить бандита из охотничьего ружья со снайперским прицелом для сусликов. Было бы быстрее, дешевле и безопаснее. Видимо, не попалось нужного ролика на ютубе.
– Мрачный комикс у Джона Ву не получился.
– Надо было попробовать вот так!
Так как Джон Ву давно утратил способность впечатлять зрителя фишками сло-мо при надевании любых трусов и носков – здесь он придумал кое-что новое и интересное. Герой с простреленным горлом – немой, не произносит за весь фильм ни слова. С одной стороны, Ву очень неплохо справился – слова действительно оказались не нужны, картинка выдает действия героя достаточно эмоционально, отрежиссирован этот непростой прием отлично. Но ведь даже молчать в кадре можно по разному – можно как Джейсон Вурхис или Клинт Иствуд. А можно каждые пять минут себя жалеть, рыдать, пускать из носа пузыри и блевать от вида крови. Вот такой у нас тут молчун.
– Не бездушная поступь мужского превосходства, а ранимый и чувственный персонаж.
В целом, градус китайской тупизны в данном фильме зашкаливающий. Вломившись в дом к одному из бандитов, Герой вместо того, чтобы пытать его на месте – тащит через весь город в свой гараж, где нечаянно оставляет возле него свой нож, провоцирует этим кровавую шумную драку. Потом тащит тело живого (!) бандита (который видел его в лицо) под дверь местному детективу, нажимает звонок и с адским рёвом уезжает на неприметном красном “мустанге” под офигевший взгляд мента. Моментально примелькался и полицейским и бандитам – что дальше? Мне даже не по себе стало – теперь точно сожгут дом, изнасилуют и убьют жену, с самого идиота снимут шкуру. Будьте спокойны, не о чем переживать – все так и будет через жопу весь фильм. В перестрелках все стреляют Герою только в бронижилет, а если он повернется спиной, то враги к нему вообще теряют интерес.
Единственная любопытная экшен-сцена снята с участием Йоко Хамамуры – довольного колоритного полу-профи ММА-шника, который неплохо пошвырял Героя как мешок с говном. Но смотреть все равно было неловко – спортсмен изо всех сил сдерживался, чтобы не покалечить хрупкого Киннамэна.
– Разбавил чутка лошариков.
В общем и целом, Джон Ву должен остаться довольным своей работой – получилось выразительно, необычно, эксцентрично, романтично, сентиментально. Жаль, что как боевик фильм говно.
7 комментариев
Вот да. Я прочитав про него с месяц назад начал искать кино, удалось найти какую то мутную экранку, посмотрел где-то 2/3 и все ждал, когда же наконец та самая ярость начнется. А она все не начинается и не начинается, он так и ездит туда -сюда непонятно зачем, через раз получая люлей. Крайне неубедительно всё… разочарован. Похожее кино про врача с поздним Брюской Виллисом, где хирург после нападения покупает ствол и также по роликам на Ютубе учится стрелять, выглядело куда убедительнее.
“все ждал, когда же наконец та самая ярость начнется”
А нет там никакой ярости. Кино называется “тихая ночь” а не “немая ярость”
Зачем тогда тихий герой все время пучит буркалы и играет желваками??!
Касательно данного фильма.. “Не смотрел, но осуждаю”, от трейлера веяло какой-то вторичность вперемешку с компьютерной графикой.
К творчеству Джона Ву отношение неоднозначное.
В фильмах гонконгского периода типа “Круто сваренных” сформировался узнаваемый стиль постановки перестрелок. Ву таки охрененно умеет снимать пальбу, но при этом не покидают ощущение чрезмерной азиатской перфекционистской дрочи (движ ради движа).
А вот “Трудная мишень” и “Без лица” списке любимых фильмов.
“Трудная мишень” всё же олдскульный боевик с добавлением визуальных фишек. Пусть рукопашных схваток маловато для фильма с Ван Даммом, но ярких перестрелок и колоритных персонажей в избытке.
Кстати, слышал про творческие разногласия немного другого характера. Ву, вроде, не хотел сделать из главного героя скорее не тонкую романтическую натуру, а аналог Рэмбо или Таксиста из фильма Скорсезе – контуженного на всю башку ветерана, которому мерещатся гуки на деревьях. Также убрали некоторые жёсткие сцены, типа в версии Ву, главный герой допрашивает толстого нанимателя бичей (в качестве дичи) не мордой об кушетку, а режет оставшееся после визита бандюков ухо.. и т.д.
“Без лица”, несмотря на некоторые глупости и кинематографические условности, пересматривал неоднократно. Экшен хорош, блокбастерный масштаб присутствует, Траволта и Кейдж играют отлично.
А вот “Миссия невыполнима 2” с первого просмотра оставила ощущение блокбастерной пустышки
Тоже считаю Без Лица голливудским пиком Ву – как Десперадо у Родригеса.
С Мишенью была нервная ситуация – Ван Дамм был в шаге от блокбастерного статуса – который с шансами Унисола, Трудной Мишени и ТаймКопа так и не смог перешагнуть.
Поэтому там вообще непонятно, что было до перемонтажа.
Обе версии показали хорошие результаты на предпросмотрах.
Ну и лично мне Мишень тоже очень нравится – в Мишени и Двойном Ударе меня Ван Дамм приятно удивил как актер, очень интересно выглядит.
Не знаю, мне фильмы Ву нравятся, не гений, но крепкий качественный режиссёр, стрельба, экшн, а главное динамика, при его фильмах не заснёшь. Любимые фильмы: Без лица и Трудная мишень. Молодые Траволта и Кейдж замечательно сыграли по два своих перевоплощения (даже не знаю кто лучше), в Трудной мишени – Ван Дамм красавчик без вопросов, но там ещё фишка – не один, а два харизматичных отморозка злодея, биг босс и его помощник, такое редко встретишь – во многих боевиках злодея вообще не запомнишь. Если взять Круто сваренных и Миссию 2, то они смотрятся намного лучше Трансформеров и бесконечных Форсажей.
По сюжету ну чисто “смертный приговор” с Кевином Беконом. Мне очень понравился. Там тоже неопытный папаша мочит бандитов, которые убили сына. Но там все логично сделано.