Многие помнят Дэмиена Рунья по сильному шокирующему хоррору “Оцепеневшие от страха” (Aterrados, 2017). Это была сильная заявка на будущее. Которая все-таки оформилась в настоящее зрелое кино, несмотря на географическую кино-провинциальность аргентинского автора. Новый фильм Рунья “Одержимые злом” (Cuando acecha la maldad/ When evil lurks, 2023) стал именно предельным профессиональным испытанием – нужно было сохранить концентрацию идей при росте масштаба кино-истории. Результат получился спорным и неровным, но лично я в нем увидел авторский успех уровня “Солнцестояния” и “Маяка”.
– Для меня – одно из наиболее ярких кино-впечатлений этого года.
Я уверен, что своим вердиктом не охвачу всех мнений – кино слишком специфично для каждого вкуса. Но все равно настойчиво рекомендую фильм всем любителям жанра – именно потому, что Рунья тащит свой кадр мимо всех шаблонов вообще. Это крайне нетипичное для хоррора кино, которое, несмотря на странные нелогичные недостатки, не заваливается в бессмысленный псевдо-артхаус, не теряет динамики и, в итоге, выруливает в эпическую притчу о роковом рождении неотвратимого Зла. Этот талант завораживает своей нестандартностью.
– Прошлый хит Дэмиена Руньи.
То, что вам понравилось в “Оцепеневших” – вы здесь всё увидите. Шокирующее безумие зла, поданное с самых сочных ракурсов. Другой вопрос, что прошлый фильм был довольно камерно-созерцательным. Здесь сюжет более апокалиптический, хотя и не чурается некого гротеска на грани комедии. Демон вселился в сельского жителя, превратив его в пульсирующий некро-кокон живого тела. А ближайшие соседи не придумали ничего более лучшего, чем вступить в схватку с тем, природа чего им неизвестна. Волна одержимостей похожа на зомби-эпидемию. Попытки уберечь своих близких лишь раздают налево и направо смертные приговоры. Демон хохочет в лицо своим “оппонентам”, выворачивает их наизнанку, безжалостно вытаптывая всё, что им дорого. Опустошая их души, доводя до отчаянья. Люди лишь беспомощно барахтаются в попытках противостоять тому, к чему они никогда не будут готовы.
– Зло явилось не для того, чтобы проиграть.
Но по инерции двигаются вперед – через боль, через отчаянье, через страх. Герои стараются бороться из последних сил, стремятся положить этому конец, не допустить самого страшного. Но силы несопоставимы. Дьявол лишь поцеловал своего “врага” в лоб и прошел мимо – уничтожать весь мир, а не жалкого человека. Оставив его продолжать корчится от собственной беспомощности, как и любого другого смертного в масштабах мироздания.
– Кто хочет поиграть?
Фильм очень изобретательно играет смыслами, картинками, эмоциями и сюжетными сюрпризами. Ярко оформлен авторский почерк. Но он откровенно анти-голливудский. Зрителю придется перенастроиться с комфортного шаблона на личность автора. На мой взгляд – оно того стоит. Кино получилось непривычно по нашим временам самобытное. С другой стороны – если автор сам перенастроится на привычные зрителю голливудские шаблоны – он моментально исчезнет, учитывая нравы современного мейнстрима. Поэтому, у данного кино уже не будет второй попытки, а у автора дальнейших перспектив на более высоком уровне – смотрите фильм таким, каким он получился.
– Я всё ещё жажду самовыражения больше чем признания. А дальше посмотрим.
4 комментария
Во! Спасибо, Роман!
Голливудские соевые ужастики против этого – как надувной волк против настоящего.
Aterrados мне в своё время понравились больше, поскольку был эффект новизны. Тут автор тоже разошёлся как следует. На сцене с девочкой и собакой я уже просто выл в голосину.
Режиссёр молодец, нельзя ему в голливудскую сою. Хочется пожелать, чтобы жёг дальше.
Спасибо, обязательно посмотрю, как и предыдущий фильм режиссера, который мимо прошел.
Ну и: как всегда интересно написанная рецензия, респект)
Фильм лютый и совершенно бескомпромиссный, мое почтение режиссеру.
Впечатление после просмотра очень тягостное, хотелось хэппи энда, но автор дожал до конца, уважуха.
Очень хочется чтоб режиссер оставался на выбранном пути. Работа потрясающая и впечатляющая, тру искусство.
Спасибо Роман!
Ебанутое кино…в хорошем смысле, разумеется.