Пиноккио

Мировое кино, уйдя вслед успехам мейнстримового Голливуда со своими провинциальными подражаниями, успешно зашло в те же самые тупики кризиса идей и растворилось в общей примитивизации. Убедилось, что отказываться от собственного лица в пользу узнаваемых брендов было недальновидно. Но, что можно исправить, когда всё зашло так далеко?

 

Лично меня совершенно врасплох застала работа Маттео Гарроне «Пиноккио», итальянского мастера сказочного сюжета, который держит кадр уверенной рукой серьезного драматурга. И смотрит зрителю прямо в душу – раскрывает перед ним театральный занавес и показывает волшебные миры.

– Как Челентано!

Не нужно путать Пиноккио и Буратино. Кстати, если смотреть «Пиноккио» на певучем итальянском (я вам рекомендую смотреть фильм именно с титрами) то burattino там присутсвует постоянно – ведь это и есть «деревянная кукла».  Так вот, советский Буратино – это именно веселые приключения, яркая добрая сказка с карикатурными злодеями. Где в любой страшный момент из-за угла выйдет Дядя Стёпа милиционер и погрозит «злодеям» пальцем – не шали.

– Спасибо “Беларусьфильм” за мое беззаботное детство!

«Пиноккио» история гораздо более тяжелая. Это глупый наивный детский порыв, который чудом выживает в жестоком и беспощадном мире. Ни одно из приключений Пинка нельзя назвать «веселым». Здесь, блядь, нет никакого золотого ключика. Вот зато убить деревянного мальчишку. Обмануть, ограбить и использовать – пытаются на каждой странице произведения Карло (Папа Карло?) Каллоди. Но, при этом, светлая наивность Пинка настолько чиста, что он сам вызывает вдохновение у самых разнообразных персонажей, которые и приводят его, в конечном счете к счастливой концовке.

– Мой сыночек.

Я согласен с режиссером, который считает Пиноккио национальным достоянием всей Италии. Фильм сделан именно с этим авторским чувством. И стал одной из лучших и пронзительных киносказок за долгое время. Встал в один ряд с Лучшими.

– Мощный итальянский Карабас.

Фильм не пытается быть эпатажным. Перед вами добросовестная экранизация классической истории, но отнюдь не скучный построчник. Потому что все куклы и персонажи удивительно настоящие. Никто из персонажей не замечает вот этой условной кукольности героев, в итоге в кадре живет какой-то особенный волшебный мир. Работа гримеров изумляет. Здесь удивительным образом сочетаются плюшевые работы уровня Джима Хенсона с жутковато-восхитительными образами Гильермо Дель Торо. Экран завораживает. В сказку погружаются даже взрослые.

– Не узнали старину Артемона?

А ведь фильм и получился взрослым. Увы, в этом его главный промах позиционирования. Дети могут посчитать его слишком необычным. Взрослые поверхностно проигнорируют. А ведь этому фильму есть что предложить и тем и другим.

Получилось как и с другим сильным детско-взрослым фильмом, который никто не увидел и никто не оценил:

Тот же Роберто Бениньи, который срежиссировал и сыграл эксцентричного Пиноккио в одноименном фильме лет двадцать назад – здесь играет папу Джепетто.

– АБВГДейка.

И как играет. Задыхается от любви к своему деревянному мальчишке. Полная самоотдача и самопожертвование. Которое маленький балбес, конечно, не способен понять и оценить. Настоящий глупый шустрый мальчишка, который не может пересилить своего наивного любопытства в новом удивительном мире и сует свой длинный нос во все запретные дела.

– Какое небо голубое!

Тут нет пионерского профсоюза деревянных человечков. Пинок влипает в новые и новые истории сам, с детской наивностью, которая грозит настоящими бедами. И папино горе здесь не бутафорное, а настоящее – Джепетто теряет не куклу, а именно сына. А сюжетная линия с Феей с Голубыми Волосами и вовсе драматична. Смешные игры беззаботных детей обрываются хронологическим проклятьем.

– Да ты заврался, смешной Пиношка.

Внезапно повзрослевшая Фея становится прекрасной цветущей женщиной, которая теперь опекает беззащитного человечка как Мать. А чуть позже ее голубые волосы седеют, а вечный мальчишка Пиноккио уже не вернется к ней за помощью. Она будет искать его сама. Ведь она – его единственная надежда на исполнение сокровенного желания.

– Ну и куда же ты от меня постоянно бежишь. Я за тобой не успеваю.

Пиноккио получился настоящим жизненным мальчуганом, трогательным и искренним, очень узнаваемым, все такими были в свое время. Но он слишком наивный и доверчивый для мрачного жестокого мира, в который его выпустил папа Джепетто. Именно поэтому кино смотрится очень захватывающе.

– Мальчик, в этой сказке у деревянных человечков не будет своего доброго театра.

И последнее важное достоинство “Пиноккио”. Редкое и по-настоящему впечатляющее. Это очень итальянский фильм. Мелодичная речь, яркая экспрессия характеров, провинциальные пейзажи древних городков и пышной природы. Атмосферная музыка. Все это ложится мощными штрихами на общую картину самобытной и яркой сказки. Которая в финале становится и вовсе трогательной, пронзительной.

Знаете, боюсь, что если вы не такой сильный и суровый человек как я, то, скорее всего, в финале вы, возможно, и расплачетесь. Но ведь никто об этом не узнает. Так что ничего страшного.

6 комментариев

  1. dr.groove
    27.06.2020 - 20:47

    Да уж, помню в детстве мне книжка Пиноккио шаблон разорвала по сравнению с советским Буратино.

    Книжка была мрачной и временами страшной, многого я понять тогда не мог естественно, но торкнуло меня очень сильно, стала неким этапом взросления даже наверное.

    Еще помню как мне книга Рембо в сравнении с фильмом разорвала шаблон, но то уже в юности.
    Книга эта мне досталась от дядьки который её из какой то газеты вырезал и подшивал.
    Так и читал столбцы подшитые, охреневая от происходящего. А мне во дворе ни кто не верил что такая книга есть, думали что сочиняю, сволочи.

    Ответить
  2. Роман Щербина
    27.06.2020 - 21:00

    Ну, вот кино снято без детского елея – взрослым человеком.
    У меня такое ощущение, что его просто побоялись рекламировать как детское кино – и в кинотеатрах просто не показали.
    Прошел парой сеансов за пару недель как какая-то фестивальная шляпа.

    При том, фильм и сильный, и зрелищный, и правильный.

    Ответить
  3. Alex Corvus
    28.06.2020 - 00:58

    Диснеевский Пиноккио тоже смог, один остров дураков чего стоит, сцена превращения в осла впечатляла.

    Ответить
    • Роман Щербина
      30.06.2020 - 08:00

      Диснеевский Пинок – американский и мультик.
      А тут все вызывает совсем другие эмоции плюс никакой голливудщины, при том что костюмы и эффекты сделаны очень хорошо.

      Ответить
  4. ZeN
    30.06.2020 - 07:41

    Так написал, прям от души, что надо смотреть.

    Сейчас только приду в себя после просмотра Бекки. Вот уж ушат помоев, вот это да… Был просто потрясен идиотией. Уровень.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *