Последний грозный из Рюриковичей

Среди всех видов искусств Балет занимает особенное, Сильное место. Элитно опирается на мировые литературные и музыкальные шедевры. Вооружен сокрушительной мощью симфонического оркестра. Требует от своих артистов фантастического атлетизма. И всё это сведено к безупречному сочетанию мальчайших деталей, нот и движений, которые в экшене блокбастеров делаются вживую, единственным дублем и без монтажных склеек.

– Из маленького дальневосточного поселка на историческую сцену Большого Театра.

Существуют даже ревнивые упреки экспертов-культуроведов, что Балет, делая ставку на усложнение техники солистов, тем самым наносит ущерб драматургии постановок. Типа, ван-даммовские вертухи слишком вредят мхатовским паузам.

– Эффектно убрал в экшене даже чемпионов кикбоксинга.

Мол, превратили Искусство в какой-то потный спорт для быдла – под угрозой репутация богемной интеллектуальности. И, надо отдать должное, Русский Балет и Большой Театр до сих пор держат непререкаемо доминаторский статус в мировом масштабе, в том числе за счет безумной сложности хореографических элементов. Которые не пытаются спрятаться за роскошными декорациями, не упрощаются драматургией и лишь оттеняются бушующим оркестром. Не оставляя партнерам-конкурентам шансов. Здесь чтится античный культ тела, гармонии Искусства и Атлетизма, достигающей своей эволюционной кульминации.

– Произвольное позирование в бодибилдинге когда то вдохновлялось именно классической хореографией.

А солисты главных ивентов выглядят как мифические боги.

– Брутальный образ.

– Плюс немного чувственности, искусство же, епта.

Балет воздействует на зрителя комплексно, но, даже если убрать симфонический фон и броский антураж, то атлетизм артистов тоже не так прост. Это не акробаты. И не танцоры. В Балете нет слов. Язык тела пронизан эффектной выразительностью. Жест, поза, движение. Зритель читает по ним историю. Балет глубоко пропитан искусством пантомимы, которая является базовой силой актерского таланта. Да, можно сыграть словом, интонацией. Но если ты способен сделать то же самое жестом и взглядом, то слово и интонация заиграют у тебя еще ярче. Плюс хореографические иллюзии Балета – когда мощный атлет на распрыжке создает у зрителя ощущение невесомости. Просто чуть дольше «зависая» в воздухе. Или, с помощью неуловимых жестов и положений создавая ощущение, что в прыжке поменял направление движения, просто оттолкнувшись от воздуха.

– Легче воздуха.

Я, кстати, интересовался у мастеров – как такое возможно, за счет чего достигается, в чем секрет. Говорят, просто изо-всех сил напрягаешься и стараешься еще чуть-чуть, а потом еще чуть-чуть, не упасть! Действительно, ничего сложного!

– Секретная магия!

Всё это лицо современного (но классического) Балета – заслуга легендарного советского постановщика Юрия Григоровича.  Который довел балетный стандарт «Большого Театра» до уровня неоспоримого мирового эталона.

Григорович и Плисецкая:

Чьи редакции «Щелкунчика», «Лебединого озера» и прочих монстров бокс-офис-чартов являются точками отсчета для любого, кто вообще берется за эту тему. В том числе были у него две оригинальные постановки, которые хоть и на слуху, но всё же считаются своеобразными второстепенными авторскими работами. Это в чистом виде советские произведения – эпические балеты «Спартак» и «Иван Грозный».

– Максимус, натяни кольчужку на стринги!

Возвращение Ивана Грозного в Большой Театр в начале 2000-х, на мой взгляд, стало одним из признаков того, что взбудораженное общество стало снова нащупывать свои базисные опоры. Царь Иван в этом смысле – знаковая фигура. Фактически, Последний Рюрикович, который вырвал погибающую страну из пасти терзающих ее труп чудовищ, дал шанс на будущее. При этом был повержен в борьбе коварных заговоров. Причем, даже не в открытом противостоянии, а посмертной клеветой. Когда его наследие было осквернено алчной боярской смутой, победителем из которой вышел род Романовых. Переиначивший историю своими летописями. Что там говорить, если сам Александр Пушкин накатал талантливый пасквиль на Бориса Годунова, на века лживо заклеймив его “цареубийцей”.

Так же как и гениальный Репин с известным фейком:

Такова История. Так же, как и Князь Владимир был кровавым языческим дикарем-людоедом вплоть до принятия христианства. А после сего таинства благостно замироточил во всех летописях. Как сами Романовы стали ярким примером классового вырождения для советских энциклопедий. Как сегодня льют грязь на Советский Союз. Время покажет. Мы про Искусство. Почему-то советское кино не уставало славить ратные подвиги Невского, Ушакова, Суворова, Кутузова. А сегодня мы не видим ничего кроме наркоманских перфомансов в гламурных гей-притонах.

Лунгин и Мамонов  – зарождение скудоумных замыслов:

Таким шедевром советского кино стал фильм «Иван Грозный», который сегодня выглядит античным памятником – все-таки практически еще немое кино с Чарли Чаплиным. Но при этом – вечный монумент мировой культуры. Посмотрите при случае, кстати – наверняка утолит невыносимую карантинную тоску по блокбастерным супергероям!

– Последний грозный из Рюриковичей.

Именно этот фильм Эйзенштейна (и последняя крупная кино-работа великого композитора Сергея Прокофьева), созданный  как национальное достояние, и стал источником вдохновения для балета Юрия Григоровича. Который сегодня, во времена азартной глумливой лжи про Царя Ивана, выглядит мощно и величественно.

– А как я еще могу выглядеть, по-вашему?

Буквально пару слов про сюжет балета и его историческую основу. Жизнь Царя Ивана пролетела между экстремальными полюсами, от легкомысленного мальчика-мажора и податливого инструмента власти в руках враждующих политических группировок до грозного вождя, разметавшего запустивших в ослабшее государство клыки падальщиков. Мальчишка, любимая мать которого пала жертвой боярских заговоров. Некое подобие романтичности (и, конечно же, поиск в женщине материнских качеств)  в отношениях с первой женой Анастасией, которая также погибла в результате жестоких придворных интриг.

– Не в наше суровое время.

Дальнейшее ожесточение и яростная схватка с внутренними врагами. В условиях натиска внешних агрессоров. Разгром Казанского и Астраханского ханства, отпор западным крестоносцам, исторический прирост государства Сибирью. Перебор людишек, великие победы, избиение измены и поглотившее страну Смутное Время, вырвавшееся из ослабшей руки невечного смертного Царя.

– Вы еще комиксы про меня рисовать будете!

Конечно же, сюжет балета сделал упор на яркую драму и личную харизму персонажа. Условные этапы –  удалая беззаботность, молодая страсть, пышная свадьба, ратные подвиги в долгих походах, коварство заговорщиков, смерть жены. Угасание и возрождение Грозного Царя уже в новом качестве. В черном цвете опричнины. Террор. Месть. Тяжесть короны и принятие своего испытания властью как невыносимо мучительной ноши. Путь, который Настоящий Мужчина должен пройти без жалости к себе. И без жалости вообще к кому бы то ни было, вставшему на Пути Предназначения.

– Целуй крест Государю своему, Андрюшка.

Потому, что, сюрприз, жестокость Ивана Грозного имела на то основания. Потомок Рюрика и византийских императоров, наделенный властью, которая считалась божественной. Как он, истовый христианин, мог относиться к заговорщикам и изменникам божественной власти если не как к святотатцам, свершающим самый чудовищный из грехов. Что ему оставалось, кроме как отправить их прямиком в ад?

– На похоронах твоих попируем, друг Иван!

А для этого были надежные способы – метание связанных в реку с моста. Дно водоема — это известный по русской мифологии аналог пути в ад. То же самое и с травлей дикими животными – такая смерть не дает жертве шансов на вознесение. Царь Иван не просто карал преступников, он отправлял безбожников прямиком в ад. За что и каялся на смертном одре. Не потому, что губил предателей. А потому что взял на себя ответственность решать – кто отправится в ад, а кто на суд божий. В таком волшебном мире жили наши предки. Нельзя судить их без этого понимания.

–  Горе побежденному и всему его роду.

Вот эту неукротимую мощь Личности сегодняшний балет «Иван Грозный» сумел передать с надлежащей эффектностью и торжественностью. Царь Иван выглядит упакованным в форму человеческого тела сгустком пульсирующей энергии. Сначала светлой – в молодости, на пирах, в наивности романтической любви. Неукротимость в великих ратных подвигах. Плечом к плечу со своим другом Андреем Курбским. Который его вероломно предаст. Который и в балете показан тщеславным и завистливым пидарасом.

– Прощай, немытая Россия!

Затем – неукротимо агрессивной. Лишение иллюзий и потрясение. Измена близкого друга. Утрата любимой. Дикая ярость. Расправа над заговорщиками, в том числе над  молодым князем Старицким, на которого Царь Иван сам надел свою корону, посадил на трон и зарезал как свинью (хотя, есть историческая версия, что по старой русской традиции отравил перспективного прозападного оппозиционера ядом «Novichok»).

– Как тебе шапка Мономаха, мальчик? Не тяжеловата?

Солист Большого Театра Иван Васильев рассекает по сцене как опасный хищный зверь. Его Иван смел просто всех прочих статистов, хоть и солистов – и трепетную царицу Анастасию и пылкого Курбского. Каждая вертушка Васильева впечатывалась в сцену как в арену Колизея – мощно. Каждый порыв был страшен, каждая поза величественна. Сольные драматичные сцены Царя срывали взрывные овации. Финал с распятым Иваном, зажавшем в кулак все колокола Руси и поднятый на руки собственным народом – поднял зрителя на ноги.

– Вознесение к колоколам.

Который поднял на руки тех, кто достойно чтит память его героев-победителей. Эффектная, талантливая и мастерская постановка. Успейте ознакомиться, у кого есть такая возможность.

7 комментариев

    • Роман Щербина
      30.10.2020 - 04:23

      Неожиданный шпагат, соединяющий Стадионы Муай Тая с исторической сценой Большого!
      Как рояльные суплексы Брока Мацуева и огненные метал-шреды Никколо Паганини!

      Всё взаимосвязано!

      Ответить
      • ZeN
        30.10.2020 - 10:48

        Ну вы дали! Прям захотелось сходить, хотя и не фанат!

        Ответить
  1. Bolo74
    30.10.2020 - 11:26

    Красиво! Спасибо за статью! Ещё подростком офигевал, пытаясь сесть на шпагат у телека)), от подготовки в балете. По-моему, балет “Спартак”.

    Ответить
  2. Игорь_К
    30.10.2020 - 18:01

    Если я правильно понял замысел, с одной стороны – Балет, с другой – Луча Либре и титаны Реслинга. Между этими крайними полюсами – все остальные мма и бокс!

    А вообще, физические нагрузки в балете – калечащие и чудовищные, а интриги и страшные подлости внутри какой-нибудь труппы уровня одного из ведущих театров – еще более чудовищные. Никакие грязные промоутеры бокса рядом не стояли. Перечпокать всю труппу, а затем плеснуть в лицо конкуренту кислотой – в принципе, норма…Что поделать…это ИСКУССТВО!

    Ответить
    • Fladeaf
      31.10.2020 - 00:04

      Да норм. Выживает сильнейший, как в спорте. Там здоровых на голову людей априори быть не может. Да и зачем?

      Сам не фанат, но этот номер впечатлил. Хищник.

      Ответить
  3. 31.10.2020 - 17:34

    17 января 1598 года в возрасте 40 лет умер третий сын Ивана Грозного российский царь Федор I Иоаннович, которого также называли Феодором Блаженным. Он стал последним представителем московской ветви династии Рюриковичей, официально находящимся на престоле. Вскоре после смерти Федора Иоанновича власть перейдет к его шурину дворянину Борису Годунову.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *