Прощальный бунт Дэвида Сандберга в “Шазам-2”

Как то так вышло, что именно ребята с опытом успешных хоррор-дебютов легко адаптируются к любому другому кино-жанру. Не гонящие строку литераторы-постановщики, не театральные знатоки всех классических пьес, не фестивальные эстеты, малюющие на экране квадраты малевичей. Хоррор-жанр – очень адреналиновый, но не догматичный. Допускает разные подходы. Его главная суть – способность полностью манипулировать своим зрителем, а для этого его нужно хорошо знать. Самого человека, чем он живет, трогать его за нерв. Отрыв от настоящей массовой народной культуры здесь недопустим. Это тот фундамент, который позволяет такому мастеру быть успешным в прочих жанрах. Рэйми, Джексон, Эггерс, Астер, да тот же Джеймс Ван. Дэвид Сандберг сделал свою удачную комедийную комикс-франшизу “Шазам!”, хотя еще совсем недавно люди с ужасом валили кирпичи на его фильме “И гаснет свет…” (Lights Out, 2016)

– Тебе просто давно не напоминали за что нужно бояться темноту.

Получилась неудобная ситуация. Первый “Шазам!” стал совершенно неожиданным коммерческим успехом, где новичок с нуля выдал элитный результат там, где все ждали лишь заурядный проходнячок. И этот успех со всеми респектами на бархатной подушке преподнесли Року Джонсону – запрыгивай на ходу в раскочегаренную хитягу, будешь культовым Злодеем на всём готовом. Результат уже известен – надменный мудила Рок устроил истерику и выбил себе сразу сольный проект “Черный Адам”, который просрал с таким пердежным треском, что с плеши мега-стара мгновенно сдуло остатки золотой ауры. Но Рок боролся до последнего – когда Сандберг протянул ему руку помощи, мол, братка,  ещё успеем забацать прикольное камео в “Шазам!-2”, ты же не хочешь нас завалить вместе с собою, а вместе у нас всё получится. Дуэйн Джонсон отказался – в итоге похоронил оба проекта. Доминошки уже летели одна на другую и, после краха “Адама”, фильм Сандберга никто даже не стал смотреть.

– Так ты слился? Как лошара?

И совершенно напрасно. На мой взгляд – это лучший  подростковый фильм 2022-23 годов, который способен на высокобюджетную зрелищность, но, при этом, позволяет себе хулиганство настоящего андеграунда!

– Я тут не при чем! Это всё он!

 С чувством юмора у Дэвида Сандберга  всё в порядке. Сюжет про гендерные, расовые и социальные деверсити подростков он угарно упаковал в супер-способности персонажей, которые из кривоногих уродцев превращаются в токсичных красавчиков, атлетов и моделей. Как же так, хоррорный ВишМастер? Мы же загадывали тебе совсем другие желания!  Тебе выдали латинского жиробаса, чухонскую негритянку, сутулого азиата-очкарика и инвалида на костылях – а ты просто взял и превратил их в бодибилдеров и порно-моделей? Как так вышло?!

– Как круто быть взрослым!

Более того, Сандерберг даже неуклюжих подростков с их возрастными проблемами и комплексами показал очень метко. Практически как в советском хорроре “Чучело”. Ну, а когда они превращаются в великовозрастных дебилов – тут уже начинается настоящее веселье. Всё настолько смешно, насколько и горько – по сути все эти долбоебы и есть современные взрослые люди, впавшие в модный сегодня инфантилизм отрицания любой ответственности.

– Мы мечтаем стать такими! И мы ими станем!

Смыслы наслаиваются стремительно – ведь Сандберг выруливает сюжет к решительному героизму и самопожертвованию. К по-настоящему взрослым поступкам. Финальная драка – в закрытой сфере ринга с непобедимым врагом. Один на один и насмерть. Никто не поможет, тут качает именно подростковый гормон, который всегда и толкает на поиски приключений на собственную задницу. Который и дает толчок к настоящему подвигу.

– Опасность? Это мое второе имя!

Я так полагаю, что продюсеры фильма изрядно охерели от такого ловкого шулерства. В кадре всё как положено – сироты, негры, инвалиды, азиаты, латиносы. Но, по факту – ноль феминизма и гомосексуализма. Они вроде и есть, но руками потрогать их нельзя. Слышен только хохот Сандберга. И бушует заразительный угар подростков-придурков, играющих супер-силами в настоящих взрослых мужиков.

– Как я мог получить пизды от буйных детей?!

Рок Джонсон, конечно, сильно нагадил фильму своим отказом играть Злодея. Я бы с удовольствием посмотрел как эта шайка придурков накрячит Лысого Адама, было бы реально весело. А тут сходу такой провальный твист – злодейками выступают три античные сестры, дочери могучего божества, пришедшими вернуть себе его силу, обратив наш мир в кошмар расплаты за свою дерзость. Бабулька Хелен Миррен выглядит странно в детском кино, милфа Люси Лью тоже новому поколению незнакома, а юная дива просто ноунейм. Но они все сработали!

– Три ведьмы – классический сюжет шекспировского “Макбета”.

Строгая бабушка привычно пожалела дураков, ожесточенная тетушка Лью не знает пощады и колдует блэк метал, ну а молодая дурочка крутит роман со школьником, хоть и старше его на 6000 лет. Все выглядят отлично! Ну, а молодые придурки зажигают так, что всё складывается само собой – шутки, ужас, подвиги, любовь. Сандерберг лишь разводит руками – я тут вообще не при чем, всё само так получилось.

– У меня тоже есть своя детская темная сторона. Я сам себе на уме.

Финал крушения мира с его захватом мифическими чудищами выглядит даже как то необязательно. Даже несмотря на очень смешное приручение единорога. Самое важное, что пацан, потерявший всех своих друзей, идет на последний бой как настоящий Мужик. В этом и есть весь смысл магии. Без Характера она ничто.

– Когда закончатся шутки, вы узнаете, что такое настоящий упертый подросток с банками супермена.

Не ожидал такого характера от Дэвида Сандберга. И не удивлен его голливудскому провалу. Ну что тут сказать – из кинозала все уходили счастливыми. И взрослые, и дети. Это просто хорошее подростковое кино. Не блокбастер, не шедевр-откровение. Но такое знакомое и такое забытое ощущение хорошей подростковой киношки. Жанр, который сегодня стал исчезающе редким  – ведь дети уже попали под плотный контроль новых социальных медиа-ценностей. Сандберг закончил свою мини-франшизу так же как и начал – не стал размениваться на бессмысленные компромиссы. Дуэйн Джонсон так и остался торчать поперек аналов в своих блокбастерных запорах. Всё испортил в такой многообещающей истории. Очень жаль. Не Рока. Талантливого Сандберга.

– Я понимаю, что так было бы лучше для дела. Но у меня своё видение этого вопроса. Извини, Джеймс Ван.

P.S. Никак невозможно не отметить финальное камео Галюни Гадот, на портретик которой подросток Шазам дрочил весь фильм!

 

5 комментариев

  1. Ринго
    29.03.2023 - 15:42

    Спасибо за отличную (как и всегда) рецуху, заценю!!!!

    Ответить
    • Роман Щербина
      29.03.2023 - 18:47

      Я с детьми смотрел – думал буду спать, но нет – ржали все вместе.
      Но формат просмотра с детьми все равно самый подходящий, нужен настрой на детское кино.

      Ответить
  2. прохожий
    31.03.2023 - 09:15

    Внезапно заинтересовал фильм, о нем вообще ничего не думал, и не ждал. Первый тоже не смотрел – буду смотреть дуплетом.
    Спасибо за рецензию!

    Ответить
  3. lexalexa
    31.03.2023 - 23:49

    С детьми какого возраста можно смотреть фильм? Моему сыну 5 лет, смотрит только мультики. Даже представить себе не могу, чтобы его заинтересовал фильм, пусть даже детский

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *