Провинциальные комплексы “Жестокой ночи”

Рождественский боевик – не самая оригинальная идея для своего жанра. Но, а почему бы и нет, есть ведь прекрасные примеры, равняться на которые вовсе не зазорно. Санта Клаус в роли экшен-героя? Очень неплохо. В него верят дети, он на стороне добра. Почему бы ему и не наказать откровенно нехороших людей по справедливости. Ну, а если фильм снимает сам Томми Виркола, который в своем северном угаре способен навертеть настоящую снежную бурю, то это кино имеет очень серьезные потенциалы. “Жестокая ночь” (Violent Night, 2022) стал успешным мейнстрим-проектом Вирколы. Но он сделан не для фанатов его ледяных Black Metal вдохновений.

Томми Виркола некогда был способен на такое творческое безумие:

– Но подобное кино он перерос.

Забегу чуть вперед, “Жестокая ночь” не стала лучшим боевиком норвежского режиссера, этот фильм зачем-то постарался выглядеть максимально клюквенным скандинавским лубком. Причем, в ущерб нормальной жанровой юмористичности. На слабые малобюджетные плечи норвежского говнаря-бунтаря сразу взвалили неподъемную ношу всевозможных толерантных перверсий. Если по первым экшен-сценам было видно, что автор воодушевляется реслинг-рамблами и олдскульной экшен-классикой, то ему тут же корректируют стиль – уделяй побольше внимания могучим бабам и стильным гомосекам.

– Источники ЛГБТ-вдохновений слишком узнаваемы.

В целом, упор на карикатурную “финскость” фильма очень сильно вредит этой истории. Зачем делать из Санты такого алкаша-дегенерата, если в зарубах со злодеями ему это никак не мешает и не помогает? Ну, пусть он хотя бы не мешает молоко и виски – это ведь показано не смешно. Затем, понятен слепок рождественской истории с “Крепкого орешка”. “Хо-хо-хо, теперь у меня есть автомат” и всё прочее. Но ведь фильм слизан не с оригинала, а с финского сиквела Ренни Харлина – вот уж чего не стоило делать.

– Виркола, ты даже культовую сцену не смог воспроизвести как следует.

Фильм настолько увлекается копированием “Крепкого орешка-2” со всеми этими сосульками в глаз (только не в глаз и втыкать будет баба),  что становится непонятно – а зачем вы тогда снимаете комедию? Это ведь разные жанры. Экшен у вас получается купированный и сдержанный, несмотря на то, что есть цитаты даже из “Коммандо”, а насмешить вы никого не способны. Почему, кстати?

– Потому что токсичную крутизну сегодня нужно хоронить под маской юродивой ироничности.

По одной простой причине. Фильм полностью изуродован толерантными трендами. Рождественская сказка разворачивается в поместье властной аристократической семьи, где некий дрищеватый гей “женат” на лысой бесполой толстушке-негритянке. А все остальные белые родственники-уроды лишь негативно оттеняют этот светлый и волшебный союз. Злодеем назначили изрядно задолбавшего в 2022 году пожилого карлика Джона Легуизамо. Он хоть раз вообще кого-то рассмешил? Хоть раз выглядел убедительно в экшен-ролях? Он здесь вообще зачем? Особенно против двухметрового Дэвида Харбора в роли Санты?

– Я точно похож на Санта Клауса?!

Негритянскую детку я, кстати, безошибочно опознал по недавнему испорченному ею фильму “Полицейский участок” (Copshop, 2021) с Джерардом Батлером и Фрэнком Грилло. Удивительно, девчонке всего 26 лет, а больше сорока пяти на вид и не дашь – за год наела серьезные щёки, но лысина всё ещё искрится юными бликами.

– Фильм был в отдельных сценах просто безупречен, но его зачем-то решили снять про лысую черную девочку вместо разборок матерых белых бандитов.

Но знаете, что меня в этом фильме смутило больше всего? Санта Клаус – это ведь вполне себе конкретный Святой Николай из довольно строгой в своих канонах религии. Вспомните ревнивое ворчание РПЦ про языческие хороводы Деда Мороза.  А я относительно недавно сам ездил на Новый Год в Великий Устюг, и этого самого Деда Мороза видел лично. Пока дети читали ему стишки, я просто присел на пол от изумления – Death Moroz был натуральным тотемным идолом. Не вот этот уютный комнатный Санта Клаус в очочках, гольфиках и в клоунском колпачке.  Death Moroz был могучим двухметровым титаном из глубин смертельного холода – в роскошной селебрити шубе, с оглушающе оперным басом. Сила этой стихии завораживала, каким глупым злодеем нужно было быть, чтобы встать на его пути – так и останешься стоять навсегда ледяным пеньком. А в новом фильме Санта-алкоголик при первых же трудностях предал свою святую религию и вспомнил, что он языческий воин, могучий комиксовый Тор с кувалдой. Где логика? Бог с ней, с логикой – где зрелищность?

– Кровожадное древнее зло под фальшивой ватной бородой “доброго” Санта Клауса? Ничего не меняется.

Фильм, как я выше упомянул, получился успешным. Сиквел уже в работе. Обещают Шарлиз Терон в роли Мисс Клаус – видимо, тоже будет скандинавской валькирией-феминисткой. Может, вам этот фильм и понравится. Возможно, будете ждать его сиквел. Но Томми Вириколу в его фильмах ждать точно не стоит – он предпочел забыть свои вдохновения и раствориться в шаблонах мейнстрима.

– Продажный скандинав не осилил даже добрую детскую сказку.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *