Мощное влияние фильма “Рейд” на современный Экшен

«Джон Уик» сегодня является лицом современного экшена, узнаваемым киногероем и мощным брендом. Можно считать его успешным итогом переформатирования жанра, когда классический боевик стали заменять на более универсальный коммерческий формат экшен-блокбастера. Где операторские технологии и современные эффекты вытесняли устаревшие атлетизм и мастерство. Голливуду было удобно снимать в больших экшен-фильмах любого раскрученного медиа-машиной актера, а не искать таланты в потных раздевалках мужских спортов. Но зрителю не хватало важного компонента убедительности – присутствия в кадре яркого и мотивирующего мастера своего единоборства. Убедительных взять было уже неоткуда. Но их можно было заменить ловкой имитацией. Собственно, успех индонезийского фильма «Рейд» (Raid, 2011) и создал, в итоге, «Джона Уика» в его сегодняшнем виде. Не только его, в любой «эвакуации» сегодняшнего экшена, в любой дорогой поделке на эту тему  – везде теперь тотальный «Рейд».

– Просто прыгай как будто ты умеешь драться.

Я этот фильм в свое время не смотрел, к современному азиатскому кино у меня отношение спокойное – даже интересные мне жанры в азиатской интерпретации слишком искажаются культурными барьером восприятия. И это тоже интересный момент. Вспомните, насколько фильмы Акиры Куросавы и Такеши Китано были универсальны, понятны и близки любому зрителю во всем – это был яркий национальный фольклор, который привлекал. Ровно настолько культурно чужды сегодня все эти азиатские драмеди, криминальные саги и боевики. От них так разит вонючим дошираком азиатской клоунады, что «есть» это получается только зажав нос – без удовольствия. Невозможно вот это хрючево воспринимать с искренним сопереживанием.

– Созерцание всех этих говнарей достойно лишь сожаления.

– Бессмысленные уёбки.

Поэтому, «Рейд» посмотрел только сейчас, в порядке расширения кругозора. И это, конечно, в ряде моментов действительно очень любопытное кино с целым рядом достоинств, мощно повлиявших на жанр. А это не всегда хорошо – та же “Матрица”, при всем своем революционном визуале, стала полной профанацией с точки зрения боевика. Хоть и считалась какое-то время его ажиотажным эталоном. Здесь то же самое – под видом культового экшена сделали анти-боевик, который дал индустрии броские визуальные фишки в аниме-стилистке для рукопашной супер-героизации своих посредственных в боевой подготовке «звезд».

– Матрица дала мне знания бражеже и пончик-салат. Я неуязвим.

До «Рейда», кстати, был «Онг Бак», и еще тогда уже упор был не на реальную мощь своего могучего единоборства, а на суетливую мельтешню попсового мифа под видом боевого искусства. Про Тони Джа тогда тоже быстро насочиняли сказок – как он ловко владеет всеми единоборствами на свете. Понятное дело, что даже на любительском уровне он ни во что серьезно не погружался, сразу учился на акробата-каскадера. Поэтому, в «Онг Баке» он демонстрирует не мотивирующую мощь Муай Тай, а некое лукавое “древнее единоборство” Муай Боран – чем больше непонятной «секретности» и мистических шаолиньских техник, тем милее фарангам комиксная шляпа.

Режиссер “Рейда” Гарет Эванс:

– Приметил этого шустрого гастарбайтера на клоунском турнире Пончик-Салат.

 

– Был очень впечатлен его боевым искусством.

“Рейд” снял  британец-релокант с комплекцией жирной свиньи. Сам он к единоборствам полностью равнодушен, к жанру боевика тоже – просто снимал в свое время в Индонезии документалку про местное боевое искусство. Пенчак Силат.

– Кривоногое недо-тхэквондо с клоунскими кривляниями в душевной веселой обстановке.

 

– Перфоманс великих мастеров Пончик Салата.

Волшебное дело – после взрывного успеха “Рейда” в кино моментально случилось массовое вторжение чемпионов пончик-салата. От мастеров этого смертельного единоборства уже буквально пестрит в глазах. Та же магия, что и с кино-бражеже – любой лошара может получить розовый пояс и выдать в кадре старательные кряхтения за убийственные приемы. Отчего-то так и не нашлось продолжателей дела другого мастера декоративного выставочного единоборства – Стивена Сигала с его айкидо.

– Потому что красоту своего спорта можно показать только в реальной драке.

Всё так. Сигал  взял из айкидо самые эффектные фишки и применил их в кадре крайне брутально и убедительно. Что было несложно – он сам двухметровый лось с длиннющими руками. У него же кулак размером с дыню. Он реально тремя тычками вышибет половину зубов безо всякого якидо, а с одного чапалаха любого посадит на жопу. Поэтому Сигал и ломает людей в кадре как спички – у него кроме мастерства есть еще и габариты.  Так драться в кадре не сможет любой современный комиксный кино-мажорик. Поэтому в современном кино и бушуют бражеже и пончик-салат. Это не единоборства – это каскадерские сказки.

– Cнова возврат к волшебной китайской клоунаде.

– А ведь я старался сделать китайский бой реальным, опасным и убийственным с первого удара.

Но это реально работает. Люди верят. Казалось бы, в этом нет ничего плохого – к чему какие-то разоблачения и придирчивость. Но есть одна серьезная проблема. Если фильмы Сталлоне гнали пацанов в секции Бокса, Шварц мощно мотивировал на Железо, а Ван Дамм нереально продвинул Кик и Муай Тай – то что современным пацанам даст вся эта кривоногая фальшивка с бражеже и пончик-салатом? Ничего. Это тот же комикс от мира единоборств для развлекательного наблюдения. Он не мотивирует ни на какие действия. Он не толкает спорт. Это холостой эффект.

– Если ты не  в фул-контакте – ты мне не друг.

Собственно, это и есть мои впечатления от фильма – не от сюжета, не от трюков. В этом плане они довольно формальны. Я сразу вижу такое кино в другом горизонте. Сюжет в фильме крайне современно азиатский и именно в этом его провал – в кадре просто какая-то плоская абсурдная карикатура.  С одной стороны правильная классика жанра – братья по разные стороны непримиримой вражды, злодей-садист, подручный пёс-убийца, внезапный пончик-салат главного героя, свирепая жестокость. Но в кадре каждый из этих компонентов выглядит слишком специфически и отторгающее пошло. Белые обезьяны никогда не смогут смотреть это как эмоционально погружающее кино. Они выхватят лишь несколько ярких эпизодов, сам фильм оставит их равнодушными. В этом критическая разница современного азиатского кино с тем же Болливудом – там таких детских ошибок ровно ноль. Мощная индустрия легко и эффектно жонглирует западным хайпом и ярким фолком.

– Поучились бы у индусов как делать сказочные драки максимально реалистичными.

Критиковать “Рейд” нет никакого желания – это неспортивно. Он специально сделан так, все его достоинства – продолжения его недостатков. Это реально один из тех немногих азиатских фильмов, который обязательно нужно смотреть. Но он не работает в кадре как кино, даже как ядреная клюква “Неудержимых”.  Всё выглядит слишком глупо. Мы, конечно в курсе, как там по соседству эксцентричный президент Дуэртэ разрешил простреливать черепа наркоторговцам без суда и следствия прямо на месте. Возможно, мы просто не понимаем размах и ужас той преступности. Возможно, там у них вторая Бразилия или Мексика. Но всё равно.

– Довольно безыдейное подражание драке Гибсона и Гловера против Джета Ли из “Смертельного оружия-4”.

Никто не лезет в непролазный бандитский гадюшник на одном микроавтобусе. Никто так не подставляется на расстрел с верхних этажей как этот “мощный спецназ”. Никто не идет на вооруженных пулеметами бойцов с одними мачете. Невозможно в стоэтажном небоскребе пробивать межэтажные перекрытия топором как в картонной коробке. Ну, и все эти волшебные драки – вот именно это вы сегодня и видите в “Эвакуации” и “Джон Уик”. Неплохо для разнообразия, но я бы не хотел видеть это основой жанра.

– Чтобы прочувствовать сюжет, я даже посмотрел его в оригинале, на таджикском. С субтитрами. Так гораздо лучше, но главных вопросов к фильму это не снимает.

– Крайне жаль, что альтернативы “Рейду” были сняты в тот же момент, но жанр от них полностью отрекся.

– Мейнстрим не просто не заметил жанровую удачу – он ее закансилил так, что все причастные творцы разбежались по углам снимать толерантную жижу.

Фильм стал ярким бенефисом Ико Ювайса – пацана, которого режиссер присмотрел на съемках документалки про Пончик-Салат. Дал хорошему парню путевку в жизнь, но больше этот Мастер сказочных единоборств нигде не смог ей воспользоваться. Везде выглядел лишь кривоногим бездарем.

– Какая горькая ирония судьбы – лицом боевой Азии стали Пончик-Салат и Ико Ювайс.

– Не реальная Легенда Бокса и современная инкарнация Брюса Ли.

– Не мега-харизматичный супер-стар и виртуозный нокаутер.

– У нас свой Путь, ребята. 

Ну, в этом и итог истории. В боевиках сегодня мельтешат “мега-мастера” вроде рейнольдсов, гослингов, эвансов и хемсвортов. Им прекрасно помогают декоративные трюкачи из “Рейда”. Даже блокбастерный Том Круз выглядит на их фоне устаревшим Иосифом Кобзоном в жанре Экшен. Его нужно поскорее перешагнуть и забыть. Всё к тому идёт.

 

 

8 комментариев

  1. SketchTurner
    21.07.2023 - 08:13

    Роман, статья крутая, но ведь Филиппины (Донейр, Дутерте, Пакьяо) и Индонезия (где как раз “Рейд” и пончик-салат) – это разные страны!

    Ответить
  2. ZeN
    21.07.2023 - 09:39

    Бля, индусы красавцы! Сцена в зале – это ж прямая отсылка к Брюсу Ли!
    Уважают истоки!

    Ответить
  3. Blase Person
    21.07.2023 - 11:28

    Но были же экшен блокбастеры здорового человека.. Вспомним ту же тройку с Коляном Кополлой: Скала, Воздушная Тюрьма, Без Лица.. Без мастеров единоборств, но драки плохими назвать язык не поворачивается.

    Ответить
  4. Blase Person
    22.07.2023 - 01:29

    Рэйд мне очень зашёл в своё время.
    Простоватый, жёсткий, в меру экзотичный.
    Но меня поразила информационная шумиха вокруг. Многие обозреватели, словно сговорившись, рассказывали что Гарет Эванс – это новый Джон Ву, а фильм Рэйд – это капля душевного олдскула в современном стерильном недоэкшене; Неудержимые – позерство и эксплуатация ностальгических чувств, а Рэйд снят с душой искренним фанатом боевиков с единоборствами и т.д. Вишенкой на торте стал прогон типов из Linkin Park: чисто случайно на закрытом премьерном показе увидели великолепный азиатский боевик, такой что время юности стало ближе, но музыка не цепляла и мы чисто от души (совершенно бесплатно * цитата актёров сериала Стоматологи из Дня выборов) записали к фильму саундтрек.

    Ответить
  5. Аноним
    22.07.2023 - 15:14

    Колени, локти, броски с приземлением на голову/шею. Рэйдовый ПончикСалат выглядит куда реалистичнее и опаснее сказочного айкидо от Сигала, или балета от Вандама.

    Ответить
  6. Игорь Акимов
    22.07.2023 - 19:02

    Статья Романа глубже чем кажется на первый взгляд, размышления о современной эволюции – деградации жанра боевик и общества. У Сигала не мягкое айкидо, очень жёсткие броски, захваты, заломы и таких ударов в айкидо тоже нет, он много знает и умеет, видел как он показывал технику удара Пауку Сильве, а тот совсем не мальчик неопытный. Плюс у Сигала сила и габариты, он умеет этим пользоваться. У Ван Дамм кроме балета тоже спортивные достижения есть. Его Чак Норрис брал в спаринг партнёры, ещё до известности мировой (а Чакушка не дурак, лишь бы кого брать не будет) Тони Джа мне нравится, акробатика, растяжка, гимнастика, 3 метровые прыжки. Но блин его мистический муай боран и 10 чёрных поясов по единоборствам? Круче Бадюка (мастера спорта по всём видам спорта) А поставь Тони в ринг не против даже 10 номера UFC, а против старого Буакава. Сколько Тони продержится?
    3 метровые прыжки помогут? Фильмы Онг Бак 1,2,3 , Рейд 1,2, и даже Джоны Уики с деревянным Киянкой понравились. Все заметили? В третьем Джон Уике помошником Марка Дакаскоса был чел – злодей шустрый из Рейда 1 и 2. Как Роман замечает: всё связано. Не согласен насчёт БЖЖ, в Уике его правильно используют. Штука не такая красивая (нюханье жоп в партере) но эффективная, бойцы MMA его применяют. Пончик Силат и Муай Боран, потом ещё что-то новое появится)) А в целом да, происходит вырождение жанра.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *