Роль “Свиньи” в творчестве Николаса Кейджа

Многие сейчас воспринимают Николаса Кейджа как одного из главных неудачников современного Голливуда. Бывший лауреат «Оскара» за лучшую мужскую роль и теперешний король «золотых малин» и глумливых мемасов. Бывшая звезда кассовых блокбастеров, племянник Фрэнсиса Форда Копполы, экс-зять Элвиса Пресли – нынче опустившийся до уровня андеграунд-треша банкрот и алкоголик. Но это очень поверхностная оценка масштаба личности.  Николас Кейдж вовсе не производит впечатление отчаявшегося человека. В отличие от своих голливудских ровесников, цепляющихся за обвисший мейнстрим на затухающей амплитуде успехов, у Коли оказался редкий дар – он разбирается в хороших идеях и потенциалах постановщиков.

– Эх, знать бы, как там будет, впереди!

А для такого творчества инди-площадки дешевого арт-хауса – максимально комфортные. С деньгами тут все грустно, но возможности для экспериментов безграничны. Собственно, поэтому Коля раз за разом засаживает такие хитяги, что утирают пот даже матерые критики – «трэшачок» Кейджа иной раз тянет на статус культовой классики в самых разнообразных жанрах. Кровавая психоделическая заруба с демонами-сектантами-наркоманами в «Мэнди», безумие фиолетовых туманов в «Цвет из иных миров» и угарная ретро-хоррор стилистика  «Страны чудес Вилли». Там все не так просто с постановщиками, Стэнли и Косматос – это идейные преемники Тарковского, которых мейнстрим просто выбросил на помойку за ненадобностью, мол, нашим комиксам ваши таланты не требуется. А Коля идеально скомбинировался с их стилями, выдавая в кадре, по необходимости, фирменное безумие, грустные глазки уставшего мужика и убедительную актерскую солидность.

– Гипнотизирующие миры Николаса Кейджа.

Другой вопрос, что Кейдж на насмешки и восторги критиков даже не оглядывается – херачит по семь фильмов в год (реже нельзя – иначе можно забухать), в том числе издевательски глумится над теми, кто пытается воспринимать его творчество слишком серьезно. Такие  с воем убегают на первой же веселухе вроде «Джиу-джитсу», где Коля на кураже выдал пафос Дэвида Кэррадайна и гротеск Александра Калягина. Как сам Кейдж признается – он и на премьеры своих фильмов практически никогда не ходит, как бы их не хвалили или ругали. Поглощен  самим процессом творчества, а готовый фильм для него  – лишь вчерашний день.

– Я слишком призрачный гонщик, чтобы постоянно оглядываться на такой скорости.

Отсюда и растерянность многих – непонятно как воспринимать фильмы Кейджа и как к нему относиться. Очень просто. Каждый фильм Кейджа  – это просто очередной день из его безумной жизни. Той самой, с промотанными 150-тью миллионами долларов, покупками особняков с приведениями, черепов динозавров, экзотических животных, пятью браками и постройкой погребального склепа для своих похорон. Он сам – главный персонаж всех его фильмов.

– Женюсь на всех подряд – миллионершах, официантках…

– Мое лучшее вложение!

– Моя личная фараонская пирамидка.

Потому что, как еще иначе можно воспринимать, например, его новый фильм «Свинья»? Где у лесного отшельника похищают дрессированного кабанчика, с которым он рыл корни трюфеля для лучших ресторанов Портлэнда. Ну, наверное, как-то иронично – свинью похитили злодеи, как дочку у полковника Джона Мэтрикса. Большая ошибка! В конце концов и на месте собачки  Джона Уика вполне могла быть свинья.

– Нетолерантный манифест.

Но Кейдж не спешит веселить зрителя эксцентричной экшен-сатирой. Поиск свиньи для него  –  возвращение из десятилетнего отшельничества в город, который внушает ему лишь отвращение.  Все лесные сцены с одиноким Кейджем и хрюшкой выглядят как завораживающе мощная медитация. Видно, что Кейдж абсолютно умиротворен и никак не реагирует на воспоминания о прежней жизни.

– Что вы все ко мне лезете? 

Но, кружа по городу как злобный призрак, он не только возвращается к своей забытой боли, но и сам пугающе напоминает городу, кем он здесь был когда-то.  Детективный сюжет не очень сложен – Кейдж знает куда он пришел, что ему делать и чем все закончится. Уверен в каждом своем движении. Дело не в свинье. Он сам признается, что не свинья искала трюфели – он сам прекрасно знал где их рыть по природным знакам. Просто десять лет отшельничества научили его видеть в любом человеке скрытую суть, так же как секретные трюфели под землей. И этим он приводит людей в ужас. Дойдя в поисках свиньи до самого конца, он не сворачивает злодеям шеи, но просто указывает каждому на их ошибки. Одних это разрушает, другим приносит облегчение. Встреча с прошлым тоже меняет героя – вряд ли он теперь сможет вернуться к привычной жизни.

– Создатели фильма. Режиссер и сценаристка. Удача яркого дебюта.

Фильм не развлекательный, но интересный. Снято, сыграно и музыкально оформлено очень впечатляюще. Цельное произведение. При том, что сделано, напомню, на коленке группой дебютантов. В кадре веришь в каждую рожу. Ну, а сам Кейдж, как нередко бывало в его последних фильмах – взглядом способен сыграть выразительнее чем словами, увесистые реплики вхолостую не тратит.

– В вашем ресторане любят воровать чужих свиней? Я вас сейчас тоже кое чем угощу.

Такие удачные фильмы в карьере позднего Кейджа стали систематическими. Голливуд и крупные студии к нему снова присматриваются.  Коля говорит, что комплименты Диснея и возврат в мейнстрим его не особо воодушевляют, в независимых проектах ему гораздо комфортнее. Променяет ли Николас Кейдж любимую свинью своего андеграунд-отшельничества на возврат в былой шум бессмысленного тщеславия – покажут только следующие дни его безумной жизни. На мой взгляд, уже поздно что-либо менять. Коля, выбирай свинью!

3 комментария

  1. Powerhead74
    22.07.2021 - 08:36

    А куда возвращаться? Кроме Аватара – на горизонте ничего хоть сколько нибудь удобоваримого.
    Боюсь премьеры Матрицы.
    Комиксы как чума выкосили остатки жизни из кино. Теперь даже не знаешь где НЕ треш.

    Ответить
    • Роман Щербина
      22.07.2021 - 13:35

      Дисней вроде как примеряется запустить Сокровище Нации-3, а Невыносимую Тяжесть Огромного Таланта дистрюбьирует крупная кинокомпания.
      Можно, конечно, скептически относиться к словам Кейджа, что для него возможность импровизировать в творчестве важнее диснеевского конвейера.
      Но примерно то же самое говорит и Скорцезе – что Голливуду больше не нужны авторские проекты, там все вытеснил примитивный конструктор, франшизинг и мерч.

      Ответить
  2. Vic
    08.01.2023 - 19:29

    Только сегодня посмотрел. Много чего искал посмотреть на новогодние выходные. Ни разу не пожалел, отличный фильм. Особо ничего не происходит, но не оторваться.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *