Театр Наций: Мастер и Маргарита

Гигантомания театральных постановок все чаще становится ярким событием театрального сезона. Пять часов динамичного мхатовского экшена в один заход по плечу далеко не каждому хайповому постановщику. Дутая бездарность такой блокбастер просто не потянет – зритель побежит прямо из зала. Это нереальная задача, проще хайпануть на темах попроще. Да и для бывалого театрала такой экстрим требует тщательного распределения своих сил – шутка ли, смотреть шедевр придется практически столько же как лететь из Москвы до Таиланда! Помимо знания литературной основы постановки потребуются удобный спортивный костюм, неплотный бодибилдерский ужин и программка, чтобы пять часов обмахивать ею потную харю. А главное, не нажраться в баре во время многочисленных антрактов – трезвая голова и силы потребуются в чемпионском финальном отделении. Мега-марафонский спектакль «Мастер и Маргарита» в Театре Наций встретил своих первых восторженных зрителей на громкой премьере этой недели.

– Маста, Маргаритка и дьявольские желтые цветы.

Пять с половиной часов идет эта постановка. Практически полноценный сезон сериала, отыгранный вживую без разбивки на серии. Это он и есть. С определенными нюансами. Дома вы такое не посмотрите. Живая игра актеров с первого дубля не работает так как смонтированные ракурсы кино, склеенные из бесчисленного количества кусков – разные жанры искусства. В этом плане театр железно защищен от любого пиратства. Если ты не в зале – ты никогда не поймешь, что там было. А масса актеров раскрываются только на сцене. Все свои лучшие роли Машков, Миронов и Хабенский отдают театру. В кино их просто нет. Этим прекрасно пользуются, московские театры (Костя Райкин, это не про тебя) процветают. Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций,, оказался руководителем редкого калибра. Актер прекрасный, великолепный постановщик. Но он единственный, кто продвинул с заурядного нуля свой театр до статуса практически Большого. Ценник на постановки Театра Наций ломят такие, что впору брать кредит на покупку билета – 20-30 тысяч рублей на рингсайд главных блокбастеров. Но ведь всегда плотные аншлаги. Театр Наций стал элитной частью светской жизни Москвы. Не благодаря чьим-то капризам, все только на таланте, творческом чутье и администрировании Евгения Миронова. Водилы на лакшери-авто и правительственные мигалки ждут зрителей практически после каждого спектакля. Но не всех, конечно – не говорите потом, что я вас наебал!

– Не найдется лишнего билетика?

Евгений Миронов крутится со своей труппой практически как Винс МакМэн с ростером реслеров WWE. Нужно так всех распихать по шоу, чтобы везде были звезды. А их не так чтобы и много. Сам Миронов да егошная Чулпашка Хаматова. Соответственно, он шахматным конем прорубает сетку селебрити-спектаклей, а следом народ разбирает как горячие пирожки главные распиаренные хиты, где вместо них играет второй состав. И все отлично работает.

– Искусство зашибать бабло!

«М&М» – это особый случай. Здесь постановщиком выступил канадская экшен-машина Робер Лепаж. Это и актер, и кинорежиссер, постановщик мировых музыкальных шоу, опер и феерических миров Цирка Дю Солей. Это тот человек, которому не требуется Netflix для того, чтобы сделать блокбастерную мега-постановку «Мастера и Маргариты». Ему для этого хватило площадки Театра Наций в Москве. И работа случилась не менее мистическая, нежели литературный оригинал Булгакова. То есть, у них все получилось как надо. И в этом проблема постановки.

– Неуживчивый характер.

Выскажу личное мнение. Булгаков, безусловно, ярчайший автор своего времени. Но он не успел найти свою порочную тьму как Гоголь, и не сумел пронзить космос красной ракетой как Маяковский. Он трагично застрял на изломе драматичного времени непонятой фигурой и попал в петлю времени, в которой и был поглощен собственной тьмой. Врач с доступом к наркотикам, выхватывающий яркие лица и сюжеты из близкого окружения, неспособный приладить себя в новом обществе – все это выпирало в его творчестве так, что эту кастрюлю невозможно было прижать никакой крышкой. Несмотря на все попытки содействия таланту мега-промоутера советской литературы Максима Горького.

–  Говорите прямо, вас услышат.

Маяковский был взрывным талантом прогресса, Булгаков же был талантом злой тухлой конфронтации. Но он проиграл и сам это понял. Обиженная дуля есть во всех его книжках, и это им вредит. А в наше мутное время именно поэтому он так жадно востребован. Как и данная постановка. Да, она крайне талантлива. Лучшая, что я видел по Булгакову. Но у нее есть проблема. И она заключается именно в книге.

– Постер мега-файта.

Робер Лепаж – редкий постановщик, который решил выдать дословную текстовку романа, но не начиткой – картинкой. Обычно Булгакова для театра режут в два раза. Но Лепаж создал целую визуальную концепцию трех миров. Историческую сказку про Господи, демоническую сущность блэк-метал Воланда и историю чмошной любви Мастера и Маргариты. Ему нужны были именно три измерения, чтобы жестко расчертить визуал своей постановки. Потому что это не просто вздохи и причмокивания на сцене – это спекталь-трансформация, использующая технический потенциал визионерства вживую, без спецэффектов.

– Володя, не гаси пацана на глушняк. Свою судьбу осмысли.

Это очень впечатляет. Исторические эпизоды с видео-задниками создают ощущение реальности голливудского пеплума. Бесконечно трансформирующиеся раскладушки декораций выдают жутко знакомые коммуналки Патриков с облупленными стенами и точными копиями оконных рам. Все детали живые. Все время работают равнодушные три этажа по шесть окон экранов трансляций быта многоэтажек на Патриарших.

– История любви слабая и самой книге.

Система стеклянных перегородок между актерами с углами онлайн видео-проекции – получается иллюзия общения персонажа с незримыми демонами, которые видны лишь как отражение в зеркале. Ну и прекрасные актеры, конечно. Вержбицкий – идеальный врубельский демон. Играл так, что на него одного можно было любоваться пять часов.  Актеры несколько раз сбивались по тексту  –  понятные издержки премьеры. Но, в целом, на этом спектакле ты очевидец очень дорого кино. Именно такое ощущение.

Образы Булгакова давно стали классикой:

Еще один очень важный момент. Эта постановка М&М выглядела практически как культовый голливудский «Дик Трейси» по части грима и костюмов. Мощная визуализация сатиры Зощенко, Ильфа и Петрова – актеры в адски гипертрофированном гриме – накладные жопы, пузы, плеши. Прически, одежда, стилистика, акценты, говор – все внимательно скопировано с советского кино 50-х годов. Местами просто кусаешь кулак, тихонечко подвывая – какая мощная работа.

–  Лица той эпохи.

Технически Робер Лепаж великолепен. Его Бал Сатаны – это просто парад фантастически макабрических готик-уродов. Созданы шикарные хоррор-костюмы для каждого монстра. Пафос средневековой роскоши, вываливающиеся из декольте трупные сиськи, золото и вычурные фасоны, тухлые рожи и пышные маскарадные банты с масками. Адское шоу!

–  Фасоны уродства просто шикарны!

Еще раз повторюсь, проблема постановки – только в книге Булгакова. Если разобрать ее внимательно, то это просто жалкое нытье про цензурирование самого Булгакова. Поэтому из нее можно смело выкинуть всю эту историческую “притчу” про Понтия Пилата – она там просто нахер не нужна. А сам Мастер меня с самого первого и по десятое прочтение романа поражал –  трудно представить себе более никчемного персонажа.

– Играть то особо нечего, надо звать клоунов!

Но это же и забавно. Придуманный роман о Понтии Пилате – это же цензурный фейл самого Булгакова с «Мастером и Маргаритой», который придушили до «хрущевской оттепели». А Мастер – это сам Булгаков. И он получился в этой истории просто лишним.

– Визуальные уроды помогают сгладить сюжетные провалы.

Книга забрала людей не этим. А смешными похождениями Сатаны в Советском Союзе. Это должен быть очередной «Иван Васильевич меняет профессию». Но не смог и стал народным лишь фрагментами. Другая половина про дули в карманах стала культовой среди интеллигенции.

– Понтий Пилат на сцене пытался дать надрывную эмоцию. Так суровые руководители и военные себя не ведут.

Но тут есть литературный подвох. Советская Москва для Сатаны – это особое место. Да, здесь отрицают Господи. Но не во славу Сатаны. А это Дьяволу очень обидно – отрицая Господи, ты ведь отрицаешь и его антипода.

– Не в ритуалах суть, главное – жить по совести.

Вся булгаковская история превращается в жестокое глумление демоном над устройством Советского государства. То есть, точкой зрения Булгакова, который устами этого демона и полемизировал. Про это все – что люди не меняются. Что и советские люди без трусов побегут за резаными бумажками в виде фальшивых червонцев – только их помани. Мол, люди  по своей сути гнилые, с ними ничего нельзя поделать. С высоты то наших дней – интересная точка зрения.

– Неплохо получилось. Тьма довольна.

Что касается актерской реализации, то тут тоже все быстро встает на свои места. Актеры сходу разбирают харизматический паунд-фор-паунд. Редкая удача Робера Лепажа – это адская банда. Вержбицкий – лучший Воланд. Коровьев – лучший демон-искуситель. Кот-Бегемот – отличный клоун. Адский костюм Джим Хенсон-стайл, пластика, пантомима плюс наглая харя – отлично! Порочный демон-убийца Азазелло откровенно слаб. Но тут нужен штучный артист, со своей спецификой.

Только один мастер сегодня способен его сыграть:

 

Влияние Евгения Миронова:

– Иисус полностью срисован с князя Мышкина из сериала “Идиот”.

Маргарита Хаматова для этой роли была не нужна. Она просто афиша. Смешно, но писали как она выше экранизаций и мучительно принимала решение. Получилось слабо.  Нагота булгаковской ведьмы – важная часть образа. Тут же Хаматову обтянули в какое-то телесное боди – нужна ли была вообще такая натужная “эротичность”?

– Королева в восхищении.

Но это все Легаси Булгакова. Где же Легаси Миронова? Миронову играть здесь нечего – Мастер реально пустой персонаж, вплоть до раздражения. Он не заслуживает даже любви этой самой Маргариты. Поэтому Миронов дает ярких хайлайтов в загримированных комических персонажах – просто, чтобы не было стыдно перед зрителем.

– Но Бал Сатаны уже не остановить.

Еще немного проведьм и наготу. Лепаж дал прекрасную подручною Воланда – там задняя часть юбки была отрезана, а круглая голая мега-попа сияла со сцены как волшебная Луна. И ведь как вдохновляющее это выглядело. На такую Игру можно и пять часов смотреть,  и девять. Необходимый допинг для таких марафонских постановок. Искусство!

– Искушать нужно так, чтобы невозможно было устоять.

Поэтому, итог получился примерно такой. Робер Лепаж выдал максимально талантливую постановку. Но лишь напомнил о ее булгаковских недостатках. Главным актерам в этом проекте было просто нечего играть. И эту пустоту… заполнила пошлая анисоветчина. Пошлая, потому что фальшивая и придуманная. Все культовые советские песни даны в привязке к негативу. А последним персонажем Бала Сатаны стал НКВДшник с «Новичком». А ведь даже в  тексте этого нет. Чистая «импровизация». Вот так авторы и выбрали свою сторону между светом и тьмой. Булгаков, очевидно, Воланду очень симпатизировал – но авторы спектакля пытаются  угождать своему темному владыке уж слишком пошло и по-лакейски.

– Давно показал всему миру как побеждать Зло.

12 комментариев

  1. Серёга
    12.12.2021 - 02:19

    Был в театре Наций года эдак в 2008-м, тогда тоже Вержбицкий играл. Отличный актер, даёт угля на сцене.
    Вдвойне непонятно, почему он так пресен на экране, из ролей его и вспомнить нечего, разве что главгада из Дозоров.

    Ответить
    • Андрей
      12.12.2021 - 09:53

      Не каждый режиссёр в достаточной степени владеет Силой и Чувством сам, чтобы на съёмочной площадке создать нужную атмосферу магии.

      Ответить
      • Роман Щербина
        12.12.2021 - 14:32

        Удивительно, но спектакль “Матросская тишина” Машкова на сцене и им же срежиссированный фильм “Папа” (где те же актеры играют, то же текст, те же интонации, все одинаковое) – просто шокирующая разница.
        Шедевр и говно.

        Там Машков выходит на сцену сразу готовый рыдать и умирать, а на пленке ничего нет.
        Я не могу это объяснить, но факт.

        Ответить
    • Glut
      12.12.2021 - 18:23

      В “Ёлках” Вержбицкий сыграл на уровне папы из Один Дома, а может и лучше!

      Ответить
  2. Прохожий
    12.12.2021 - 15:20

    Насчет книжки Булгакова – солидарен, полностью.

    Ответить
    • MadBad
      12.12.2021 - 17:41

      Язык у него прекрасный, читается отлично.
      Но чем старше становишьтся, тем больше вопросов.
      А потом уже и вопррсов не остается, все уже и так понятно.

      Ответить
  3. Аноним
    12.12.2021 - 15:54

    Дёмочку взяли бы на Воланда, Вержбицкий бы утух, как спичка

    Ответить
    • Glut
      12.12.2021 - 18:28

      А Гоблина на роль Понтия Пилата. Он бы как спросил у Иешуса “сколько тебе лет, сынок?” – так ползала бы обделалось!

      А Жукова на роль Марка Крысобоя. “Всем привет! Смирно стоять! Ты понял меня или ударить тебя?” – тут и вторая половина бы обосралась.

      Ответить
      • MadBad
        12.12.2021 - 18:31

        Кстати, Господи как получил пизды от Крысобоя – сразу обрел смирение!

        Ответить
  4. Владимир Т
    13.12.2021 - 18:30

    Написано мощно, впрочем как почти как всегда.
    По каждому пункту есть, что сказать – с чем-то согласиться, с чем-то поспорить.
    Тут уж веду незримый диалог с тобой_))
    Умеешь однако, Роман.

    Ответить
    • Прохожий
      14.12.2021 - 10:24

      Согласен. Театральные разборы читаю с большим удовольствием, хотя в самом театре отродясь не был). Отлично написано

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *