Тумббад: Золото и Смерть идеальной сказки

Когда говоришь об индийском кино, то легко попасть в ловушку легкомысленных стереотипов. “Индийское кино”, узнаваемая форма, всегда оживает яркими ассоциациями. Я сам с пониманием отношусь к эмоциональной гипертрофии Болливуда, и лично мне такое очень нравится. Я фанат яркого Болливуда. Но, нужно понимать, что есть и другое индийское кино. Яркое и талантливое, но не развлекательное. В том самом привычном болливудском смысле – неразвлекательное и коммерчески бесперспективное. Это именно жесткое и мрачное талантливое кино, которое говорит на всех языках мира одинаково понятно.  Сделанное фанатом своей истории, которую он хочет преподнести зрителю как  вырванное из груди сердце. Но именно с традиционным индийским фольклором. В этом его уникальная ценность. В этом его дар всему миру. Добро пожаловать в страшную сказку  “Тумббад” (Tumbbad, 2018). Злой памятник темных времен  яркой культуры, сделанный технически на уровне пикового Дель Торо. Ослепляющий визуалом и смысловыми ребусами “Зеленого рыцаря”.

– Так мог бы выглядеть Иван Царевич против Бабы Яги по-настоящему.

Сказки так притягательны. Они меня всегда завораживали. Я до сих пор их люблю. Потому сегодня всей душой люблю и хорроры. В свое время, в детстве, добрался даже до многотомного сборника “Сказок народов мира”. Волшебное путешествие по всей планете, но почему же все сказки так похожи?  Но, при этом, какие у них зловещие отличия.  Везде какие-то чуждые непонятные дикости. Еще в то время сложилось убеждение: все сказки – страшные. В этом их особая мистическая притягательность. Затем выяснилось, что современные сказки, допущенные к публикациям для детского развития – это рафинированные версии жутких первобытных мифов.  Которые питаются древними страхами, уходящими корнями в самые основы. В изначальных сказках все завязано на жуткие первобытные ритуалы. Секс, рождение, перерождение и смерть. Всё диктует Смерть. Именно с ней приходилось постоянно иметь дело и искать компромиссы нашим предкам. Они очень хорошо знали все ее нравы и привычки. А нам от них остались лишь сказки.

– Академический труд советского филолога-фольклориста Владимира Проппа, который сломал все мои шаблоны про сказки и ужасы.

Тумббад – это место жуткого проклятия. Величавые храмы вечным богам, которые погрязли в кровавых распрях. Теперь это место навеки проклято. На живописных руинах древних культовых ристалищ всегда идет проливной дождь. Люди осмелились молиться запретному богу, и, теперь, это жуткое место лишь ждет своих жертв, которым можно вцепиться в горло. А желающих немало – речь идет о нескончаемом золоте. Расплата за которое будет просто чудовищной.

– Наше отечественное говно по хоррор-сказкам. Стыдно перед индийскими товарищами.

Мастерство режиссера просто шокирует – какой гармоничный сплав натуралистичной картинки жизни индийской глубинки и пышности исторических церемоний. Как будто смотришь на отвратительно нежные поцелуи Жизни и Смерти.  Так притягательно и так жутко. Не сразу все понимаешь – это ведь вообще другой мир. Поэтому даже не сразу осознаешь чего нужно как следует бояться. Ты уже два раза обосрался – а местные только хохочут: “Здравствуй, родная бабушка, мы твои внуки, не откусывай нам голову!”

– Просто дай кашки, внучок. Не зря же ты на моем золоте жируешь.

Не будем зацикливаться на забавных моментах. Жизненность мифа – это цель автора. В кадре именно живые люди и это первично. В них веришь, им сопереживаешь. Сказочность очень своеобразна. Она проявляется в узнаваемых фишках, но ведь они тоже очень жизненны – зависть, алчность, глупость, гордость. Здесь просто нет никаких упрощений. Качества характеров очень понятны, но здесь им другая цена.  Здесь всё венчает только жуткая Смерть.

– Ошибки ритуалов – лишь приманка для слабых людей.

Ведь главный Герой не просто так вернулся Мужчиной туда, откуда с ужасом сбежал испуганным пацаном. Не просто так он из бомжа и бродяги превратился в статного усатого красавца. Обезумел от Золота. Он вступил в состязание с настоящим Демоном. Настоящим Забытым Богом. Фильм долго нагнетает, но не потратит даром ни единой вашей секунды. Его жуткая тайна будет для вас обязательно захватывающей. А когда вы привыкнете к этому безумию, как к обычной сказке – вас ждет потрясение от кульминации. Эта сказка получилась идеальной. А фильм, несмотря, на год производства – до сих пор лучший в своем жанре. Потому что у него нет шаблонного жанра. Он прекрасен на все времена.

– Последняя детская слеза перед могильным оцепенением ужаса.

 

6 комментариев

  1. dr.groove
    06.12.2023 - 16:02

    Немедленно посмотрел, спасибо, фильм не разочаровал.
    Но его и хорором не назвать наверное, не знаю даже как его охарактеризовать.
    Действительно сказка, из тех самых народных, где кровь и смерть, поучительная и безжалостная.
    В целом очень интересный фильм.

    Ответить
  2. Игорь_К
    07.12.2023 - 10:48

    Вообще про сказки верно подмечено. Было время – посыпались откровения, что в языческие то времена игрушки на елочке – это внутренние органы разные, ну там печеночка, сердечко…И Дедушка Мороз предстает совсем с другой стороны.
    Мне даже страшно подумать про Царевну-Лягушку, чтож там на самом деле то было, когда она из рукавов кости раскидывала?

    Ответить
    • Роман Щербина
      08.12.2023 - 11:00

      Чистый Тумбадд, только снимать некому:

      Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо верей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как середи дня

      Ответить
      • М. А. Д.
        08.12.2023 - 18:34

        Хорошо то как.
        Немедленно обосрался!

        Ответить
        • Роман Щербина
          08.12.2023 - 21:05

          Ага
          Это фольклорные воссоздания оригинальных русских сказок А.Н. Афанасьевым, середина 19го века.

          Ответить
  3. ZeN
    08.12.2023 - 07:53

    Та же самая была ассоциация при просмотре. Как будто ты в детстве читаешь “Сказки народов мира”.

    “Дали они ей белого вина, красного вина, и ее разорвало!”
    Никакого веселья я там не помню. Все правильно пишете – везде смерть, обман, предательство, похищения, месть.

    Добрые детские сказки!

    Это вам не Гарри Поттер, блять!
    Хотя и там-то…

    Тумббад – шедевр, мощный единый заряд, все хорошо получилось. Картинка, звук, персонажи, актеры, общая атмосфера.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *