Все страхи Бо

Ари Астер ожидаемо разочаровал своей новой работой. Если его ближайший конкурент Роберт Эггерс не справился с масштабностью голливудского мейнстрима в фильме «Варяг» (The Northman, 2022), то Астер впал в другую крайность – выдал пустой фестивальный артхаус, вдохновляясь даже не столько туманами Линча и Тарковского, сколько мудацкой эксцентричностью кауфманов-андерсонов. Оба (Эггерс и Астер) выбрали совершенно нетипичные для своих авторских преимуществ проекты. Фильм “Все страхи Бо” (Beau Is Afraid, 2023) еще с первых описаний анонса настраивал скептически – вместо впечатлений от мощи хоррорного психологизма предлагалось смаковать прозак-слёзки закомплексованного пятидесятилетнего онаниста, подавленного властной мамой. Я до последнего надеялся, что это некая стартовая ширма для финального безумия. Но всё оказалось сильно проще. Пролог сразу делает предсказуемым финал. Но между ними целых три часа утомительно неторопливых шифров и ребусов, которых нет никакого смысла разгадывать.

– Здравствуй, мама. Дай я тебя обниму.

Сюжет в двух словах – стареющий Бо (в исполнении Хоакина Феникса) страдает всеми возможными социальными фобиями. Жрет горстями ядреные таблетки, рыдает на кушетке психолога. И каждый выход за пределы своей засранной квартиры для него становится опасным приключением – больная психика все вокруг искажает и преломляет в  натуральный кошмар, который Бо ощущает физически натурально. Виною всему непростые отношения с мамой. Визит к которой его страшит настолько, что калейдоскоп диких вещей вокруг него начинает обрушаться бесконтрольно и ведет лишь к неотвратимой трагедии.

– Мои первые сексуальные эмоции.

– Я до сих пор на том пляже. Но лишь в кресле машины, на которой бегу от тебя прочь.

– Что ты со мной сделала?

У зрителя нет шансов отличить галлюцинации Бо от реальности, вернее найти пунктир реальности в этих осколках воспаленного сознания. Но ряд моментов сразу понятен с момента признания Бо в начале фильма у психолога – его личность с детства была жестоко подавлена властной мамой, ненавидящей мужчин. Фамилия Бо – Вассерман, поэтому, практически все в фильме связано с водой  – через воду показаны все ключевые сцены. Вода становится той самой визуальной стихией материнского подавления.

– Тону в ней. Но не могу без нее жить.

Бо на ее фоне лишь сопротивляется запретному и уничтоженному внутри себя мужскому началу. Сами можете догадаться, что у свихнувшегося пятидесятилетнего девственника в голове накопилось много ярких образов. Но он сам в них уже не разбирается, а когда все это вываливается на зрителя, то очень многие скажут “спасибо, больше не надо” уже через 15 минут просмотра.

– Почему такая тишина? Где аплодисменты гениальному Джокеру?!

В промелькнувших за бесконечные три часа образах легко читаются главные эмоции Бо – детская пубертатная встреча с поцеловавшей его девочкой подтолкнула целую цепочку запретных вожделений до конца жизни. Но мама выжигала своей токсичностью все мужское в душе подростка. Про папу и брата много говорят, но ничего в итоге так и не прояснили – были ли они вообще. Мальчику внушили смертельный страх перед половой близостью. Взрослый мужчина стал по сути инвалидом, инфантильно неспособным жить без опеки, который только с гуглом может поговорить по душам. Смерть матери пугает его обрушением привычного мира, но и дает надежду на освобождение. А путешествие на ее похороны – тяжелым путем на собственные.

– Уверен, что даже буква R на кружке и российский флаг на футболке имеют значение. Но лично я не стал заморачиваться. Хочу услышать ваши версии!

Тут как раз мимолетом и пролетают бунтарские вспышки сознания – о какой семье Бо мечтал, как помнил о мимолетной девочке,  как любил своих придуманных детей. Но все раз за разом смывает беспощадный поток воды. Уничтожает любые попытки мечтать. В итоге фантазия Бо разыгрывается все безумнее – странный секс, кровожадный монстр в виде члена, полностью раздавленное состояние.  Бо, конечно, встретится с мамой и проиграет ей бессильно как полностью сломленный и лишившийся стремления продолжать жить человек. Но, повторюсь, примерно все то же самое он рассказал в первых сценах фильма психологу. Никаких откровений финал не принес. Я ожидал, что история перерастёт на какой-то другой уровень мистики и психологизма, даст шокирующую кульминацию – но этого не произошло. Три часа артхауса Астер просто не потянул – он не увлеченный визионер, трип выглядит вполне залипательно, но не более того. Не хватает реальной глубины. Не той, которую требуется пояснять с толстым справочником на каждом стопкадре. А той, которую чувствуешь и которой сопереживаешь. Иначе, зачем вам вообще нужен зритель – снимайте своё кино сразу для музеев.

– Где мой второй триумфальный “Джокер”, Астер? Что за провал наглушняк?!

Увы, оба автора, Эггерс и Астер, улетели в том же богемный голливудский нокаут, что и Даррен Аранофски со своим позорным “Фонтаном”. Но Аранофски смог принять своей поражение с достоинством настоящего чемпиона и показать свою Силу в дальнейших работах. Посмотрим, как будут выходить из своей ситуации его преемники.

– Возможно, нужно покопаться в прошлом.

Ну и обосрался же ты, Ари Астер. Явно не с теми людьми ты связался, не в ту сторону размечтался. Вернись к корням. Сними лучше пару сиквелов “Реинкарнации”. Возможно, голова станет яснее, и тогда Зло снова уверенно направит руку автора на создание шедевра, достойного таланту.

– Не смотрите на меня. Мне стыдно.

2 комментария

  1. Владимир
    20.06.2023 - 16:26

    Роман, в том кадре флаг Венесуэллы, а не России.

    Спасибо за обзор!

    А что вы думаете о “Солнцестоянии”? Хотя первый просмотр вызвал почти восторг, возвращение спустя пару лет оставило разочарование. Стало казаться, вышла тоскливая история о задёрганной паре, где оба никак не могут прямо поговорить и разойтись. А вся тема с сектантами и жертвоприношениями – необязательный фон.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *