Бедные-несчастные

Фильм “Бедные несчастные” (Poor Things, 2023) мне поначалу показался  прорывным кино, художественным шедевром. Там заложена интересная идея, и автор казался способным ее ярко раскрыть – ловко демонстрировал впечатляющий инструментарий и нагонял будоражащих смыслов. Но посмотрите на последний “Оскар” – он из мирового Праздника Кино превратился в крайне специфическую тусовку полной беспомощности. За год уже не набирается достаточного количества фильмов, чтобы хоть кого-то номинировать хоть на что-то. Скоро “оскары” будут вручать пластмассовые манекены пускающим слюни дебилам просто за присутствие в кадре. Уровень кино стремительно деградирует. Искусственные рамки ограничений для авторских смыслов убивают самою суть творчества – Йоргос Лантимос смог лишь задекларировать яркие идеи своего произведения, реализация выглядит слишком поверхностной и слишком мейнстримно-компромиссной. А значит – искусственной. То есть, фальшивой и слабой.

 

 

– Бездарность всегда легко маскируется напускной необычностью и эпатажем.

Фильм, кстати, снят по книжке. Она раскрывается не в настолько широких смыслах как кино Лантимоса, книга довольно вторична по отношению к культовым сюжетам своих вдохновений –  “Собачье сердце”, “Остров доктора Моро” и, конечно же, “Франкенштейн”.  Но сама идея о пересадке мозга выжившего младенца в тело мертвой матери выглядит многообещающе – мертвец проживает свою жизнь заново в ускоренном темпе и возвращается к кульминации своей драмы, которая и привела персонажа к смерти. Тем более, что виртуозного хирурга, перешагнувшего за клятвы своей профессии и превратившегося в Демиурга играет сам Уиллем Дефо. Который сам жертва гипертрофированной муштры своего гениального отца и теперь живет и творит вне границ человеческой морали. Не потому что злодей, но потому что ощущает свой талант выше всех условностей. Собственно, поэтому он четко срисовывает все симптомы взросления ребенка-кадавра и, для чистоты научного эксперимента, благословляет его на путешествие в опасный и прекрасный мир настоящей взрослой жизни. В этом была его гениальность и ошибка – эксперимент удался максимально, но повторить свой успех Демиург больше не сумел. Плодил далее лишь бездушных уродов.

– Я стал свидетелем настоящего чуда. Хотя и верил, что это лишь дело моих рук.

Так в чем же воодушевляющая идея фильма? Чем хороша его форма? Тем, что отличными актерами переосмысливается культовая классика. А также преумножает его смыслы визуалом – путешествие искусственной незрелой личности в ослепляюще-оглушающий мир в самом настоящем стиле “Пиннокио” и “Алиса в стране чудес”. Визуал  Лантимоса с этим очень удачно работает. Тут у нас черно-белая пленка периода оживления “франкенштейна”, тут расцвели цветы детских восторгов неуклюжей личности, далее адские краски бурной гормональной молодости и снова в тусклый мир боли и разочарований. Это да.

– За развитием нестабильной примитивной личности смотреть реально интересно.

В этом смысле я хочу подчеркнуть, что Эмма Стоун в роли этой наивной перерождающейся души свой “Оскар” честно наиграла. Да, у нее не было никакой конкуренции, но она его сыграла с большим запасом. На этом мои восторги фильмом заканчиваются. И произошло это еще до его середины. Дальше его смотреть просто скучно, фильм предал сам себя.

– Все превращается в типичную феминистическую помойку.

Проблема в том, что главная героиня –  женщина. И она окружающий мир последовательно воспринимает через женское, которое необратимо сталкивается с мужским. Комично, трагично – но всегда ярко, это главные впечатления в жизни. По другому не бывает. На этом моменте должен быть самый сильный отрезок этой истории. Но он под запретом. Такое на “Оскаре” нельзя. Поэтому автор просто малодушно замазал его говном. Причем своим собственным, натуральным – вывалил кучу личных перверсий, стал накидывать якобы раскрепощенной эксцентричности с разнузданной порнушкой этой самой Эммы Стоун, которая в таких сценах выглядит слабо и асексуально, но именно с нарочитой уродливостью. Смыслы полностью запутались и обесценились. Наивную буратину здесь не просто грабят мошенники, а трахают в публичном доме, в кадре только пресные ходули анти-европеоидной мульти-расовости и гендерной флюидности. Всё рухнуло в эту бездну бессмысленности. Автор просто засунул свою голову себе в жопу и испугался сделать сегодня сильное кино. Сделать настоящего Булгакова, но зайти на кураже еще дальше. Трус и приспособленец. Ну, или если ему такие обвинения покажутся обидными – тогда он просто дурак и бездарность. Пусть сам выбирает.

– Жалкое зрелище.

Пустой финал выглядит очень жизненно. Творец встречается со своим Созданием, но история сломана – им даже не о чем поговорить, кроме формальностей. Хотя есть так много чего сказать. И актеры это понимают, это чувствуется – они пытаются спасти то, что уже невозможно спасти. В финале расцветает лишь чахлый цветочек на куче навоза. Но ведь хорошее кино обычно снимают немного иначе, не правда ли?

 

9 комментариев

  1. Мелкий
    28.03.2024 - 08:43

    Кинцо зачахло потому что расцвели сериальчики.

    Там теперь и вседозволенность, и разнузданность и переходы всех видов запретов и границ, и даже местами опытки отыскания новых (на самом деле нет) смыслов.

    Сам долго сопротивлялся но фильменое безрыбье заставило перейти на сериальное дерьмо.

    Из последнего крайне вторичный но местами очень бодрый Джентельмены. Гай Ричи в кои то веки обошелся без Стэтхэма.

    Сегун вроде тоже говорят ничего но руки еще не дошли.

    Так и живем. От сериальчика к сериальчику.

    Ответить
    • 021st
      28.03.2024 - 11:31

      вроде тут причинно-следственная связь обратная была: сериальчики расцвели засчёт причины зачахания кинца, когда лучшие кадры стали перебегать из кино в сериалы, начиная со сценаристов

      Ответить
      • Роман Щербина
        28.03.2024 - 19:23

        Да все рушится единым фронтом.
        Кому то сериалы казались особенным местом, где “все будет круто”, несмотря на упадок кино.
        Кому то компьютерные игры.
        Опидарасилось всё без исключения.
        Все популярное должно пропагандировать толерантности или же кансилится.

        Ответить
        • Andzin
          28.03.2024 - 21:50

          Так и есть, к сожалению. Хорошо хоть старого килотонны несмотренного остались. Да и смотренное пересмотреть не грех. На наш век хватит.

          Как у Пелевина, как бы “про будущее”:

          В карбоне человечество стремилось в будущее и синонимом прорыва было понятие «авангард». Наша эпоха дожевывает остатки прежних смыслов, и вершина творческого достижения для нас – это «арьергард». То есть художественная ситуация, где нам удается встать в уровень хотя бы с поздним карбоном. Естественно, все ориентируются на свет угасших звезд, еще летящий сквозь нашу культурку.

          Ответить
  2. Andzin
    28.03.2024 - 09:52

    Смотрел прошлый фильм автора – Лобстер. Мрачно охуел. Что ж у вас там в башке-то, чего с вами в ваших Европах происходит, неужели так всё плохо?

    Про этих Бедных разговоров на весь интернет, а я опасаюсь глядеть 🙂 Хорошо хоть Гвозди не дают пропасть в неведении!!!

    Ответить
    • Мелкий
      28.03.2024 - 17:08

      Все оч просто: люди физически ощущают как гибнет привычный им мир. Точнее он уже погиб – рыба с правительственной головы гниет – а теперь его изнутри разлагают полчища мигрантов. И выбор буквально простой: валить куда глаза глядят или остаться и созерцать неизбежное. Кинематограф как результат созерцания.

      Ответить
  3. 021st
    28.03.2024 - 11:27

    некоторые иногда поправляют, что Дефо Уиллем, а не Уильям

    но в интервью он рассказывал, что по паспорту он именно Уильям, а псевдоним Уиллем взял потому, что у него в семье и так целая куча Уильямов: дед, отец, брат, двоюродные-троюродные родственники

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *