Онегин 2024

Роман “Евгений Онегин” – это  мировая визитная карточка Алекса Джи (G for Greatest) Пушкина. Поразительно, конечно, что экранизаций “Онегина” практически не было. Поначалу, в каких-то первых пробах на заре кино – это был довольно культовый сюжет, но потом сразу ушел в балет и оперу практически навсегда. Получилась такая литературная “слишком классика”.  Адаптировать мощную эклектичность романа с многослойными смыслами, перекладывать гениальную рифму Алекса Джи в пресный слог прозы – на это долго никто не решался. Все сломал прорыв Марты Файнс с ее эталонным британским “Онегиным” (Onegin, 1999)  – ей было проще, на нее виртуозный язык Пушкина не давил так, как на русского образованного человека. Она не побоялась перевести его в прозу и интерпретировать. Фильм кое в чем даже превзошел литературный роман. И на этот вызов нам было просто нечем ответить. Кто-то способен сегодня достойно снять русскую классику? Очевидно, что нет. Но как же я был шокирован тем, что Сарик Андреасян создал на экране практически идеального литературного “Онегина”. До сих пор нахожусь под огромным впечатлением.

– Вызов брошен.

Безусловно, Андреасян шел по проторенной колее Марты Файнс. Именно она решительно переложила яркие стихи в убедительную прозу. Не пытаясь заигрывать с недосягаемым уровнем поэта.  Ведь она в плане своего таланта никогда не претендовала на что-то особенное – была лишь клипмейкером. Но переформатировала роман Пушкина именно как Женщина. Искренне влюбленная в его творчество и в персонажа его главного романа. Евгения Онегина. Идеальным воплощением которого и стал её брат, Райф Файнс. Её фильм выбросил за кадр массу важных смыслов произведения (которые она просто не поняла), но сделал упор на страстную кульминацию любви, смерти и драмы. Цены непоправимых ошибок, ломающих судьбы навсегда. Безупречный  кастинг. Онегин теперь навсегда ассоциируется с породистым пиковым Райфом Файнсом. Трепетная молодая нежность Лив Тайлер – само воплощение Татьяны. Её несгибаемая глухая упертость, переступившая через немыслимый стыд в решимости бороться за свою Любовь – трогательна и прекрасна.  А слабость дрогнувшего мужчины, которая нанесла ему в сердце смертельную  рану до конца жизни – крайне трагична. Страсть Марты Файнс сломала шаблоны по поводу неприступности экранизации поэтического “Онегина”. А  клипмейкерский навык сделал картинку по-настоящему завораживающей. Её женское признание любви Пушкину и Евгению Онегину стало настоящей природной стихией – финал просто опустошает. Я всегда на нем рыдаю, говорю вам как есть. Книга не дает такого эффекта, она сложнее, и ее горизонты шире.

– Вызов принят.

Сарик Андреасян не выглядел автором, который способен дать достойный ответ на столько мощный вызов. У меня было ровно ноль сомнений, что фильм будет лишь формальной херней уровня наших бездарных телесериалов с неуклюжими долбоебами, наряженными в кафтаны и сарафаны. Это же русская классика, написанная русским автором мифической культовости. А где сегодня настоящие русские творцы, такие как Эйзенштейн, Роу, Тарковский, Данелия? Я вас внимательно спрашиваю. Андреасян и Пушкин? Лед и пламень?  Шашлык и водка? Вода и камень? Серьезно? Но. Как я ошибся, как наказан.

– После серьезного качественного успеха “Чикатило” Андреасян стал полностью непредсказуемым творцом непонятного реального уровня. 

То, что сделал Андреасян оказалось очень просто и очень сложно. Он просто взял у Марты Файнс все ее удачи и использовал их в настолько серьезном погружении в литературный источник, что у меня нет никаких сомнений, что в этой работе была использована серия отличных тематических лекций Дмитрия Пучкова и Егора Яковлева. По крайней мере, я слышал в фильме просто дословные абзацы цитат оттуда. И роман ожил совершенно иначе, нежели у Марты Файнс. Он стал самостоятельным сильным произведением и противостояние этих двух “Онегиных” стало конкурентным и захватывающим.

– Марта с братом. Безумно талантливая семья.

Фильм безупречен по костюмам и картинке. Русская природа просто ослепляет в мастерской раскадровке своей красотой. Музло из оркестровой ямы оттеняет все как положено – напомню, что у “Онегина” очень большое наследие в опере и балете. Язык в прозе переложен крайне круто – все диалоги живые и характерные. Андреасян убрал из восприятия кино всю карикатурную клюкву аля-русс Марты Файнс – ударил ее в самый уязвимый для российского зрителя недостаток. Ну, и выдал в кадр правильный армянский понт – все окрестные помещики живут в каких-то золотых дворцах музейной роскоши, смотришь на интерьеры с открытым ртом. Но и это еще не все – все персонажи второго-третьего эшелона сыграны крайне серьезной театральной братвой. Сыграны сильно все, каждый присутствующий в кадре лакей, кузнец и извозчик. Это для современного российского кино настолько неожиданное качество, что я до конца фильма ожидал какого-то подвоха. Но нет, оказывается просто можно снимать вот такое кино. И с удовольствием его смотреть.

– Очень неплохо, нужно признать.

Адреасян подпустил в фильм очень крутой мистичности страшных вещих снов. Где одержимый демонами Онегин убивает Ленского. Есть и тонкие элементы символизма, когда на яркой помолвке Ленского с Ольгой лишь Онегин и Татьяна одеты в траурно-черное, а атмосфера праздника трепещет ожиданием смерти. Всё отлично. Но.

– Гореть и гаснуть – вот блаженство.

Андреасян пошёл в нутро романа очень основательно и ожидаемо потерял его драматичную эмоциональность и динамику – это понятно всем читавшим первоисточник. Потому что ключевые моменты произведения, любовные письма и дуэль – это лишь его эпизоды. Роман способен целыми главами о них вообще не вспоминать, и режиссер относится к воле автора с уважением. Поэтому, фильм начинает нести серьезные  потери в сравнении с драмой Марты Файнс. И усугублять свое положение в данном противостоянии собственными серьезными просчетами. Они в фильме есть и, к сожалению, очень существенные. Три главных.

 

Вдовиченков просто чудовищно читает слог Пушкина. И это очень странный просчет режиссера. Андреасян очень здраво сплагиатил все лучшие успехи на тему “Онегина”. Неужели он пропустил мега-перфоманс Чонишвили, тембр голоса которого натурально заставляет трепетать и шкурой чувствовать драму, страсть, торжественность и отчаяние в “Онегине”. Мямлящий Вдовиченков – это просто позор для такого хорошего фильма.

– Лучшая начитка флоу великого гангсты Алекса Джи.

Второй удар колокола – это Дуэль. Андреасян не решился цитировать ее дословно с фильма Марты Файнс и оказался в проигрышной позиции. Дуэль крайне невнятная. Начиная от общего друга, который отморозился как долбоеб и не предпринял никаких шагов для замирения сторон. Заканчивая вялой кульминаций собственно пальбы. Зачем Онегин пошел рыдать в жилетку убитому Володьке? Он же в его сторону даже не смотрел, когда спрашивали про замирение. Фильм досадно упускает важные эмоциональные моменты. Я уж молчу о том, что суть конфликта показана неубедительно. Ну станцевал Онегин с его бабой, но там же какой-то местный лысый пидор нахамил Ленскому гораздо серьезнее, посоветовав ему вместо танцев заняться охотой на рогатых оленей. Вот его и нужно было отпиздить бутылкой бургунского, а не вот эти вот странные сопли и непонятные дуэли.

– Да ничего особенного. Это же Онегин.

Третий удар колокола практически похоронный – Андреасян сильно навредил фильму недопустимым кастингом. Очень хотел снять в главной роли свою зазнобу, которая выглядит в кадре повидавшей в жизни некоторое дерьмо взрослой бабищей очень специфического типажа. Никак не трепетной Татьяной. Ей вровень Онегина играет какой-то сильно далекий от юношеского максимализма дядя с рожей из алкогольных туров по Волге с Региной Дубовицкой. Совершенно глупый провал. Так было нельзя. Я понимаю, когда в региональных операх Онегина играет лысеющий скуф, а Татьяну местная дива Маргарита Адольфовна.  Там голос важнее, а выбирать типажи не из кого. Но это же кино.  Да, этот Онегин сыграл очень круто, но он просто не Онегин. Вот и всё. А Татьяна – не Татьяна. Зачем? Фильм выглядит как сильная советская классика – зачем его было вот так душить собственными руками? Зачем?

– Трепетная нежная голубка.

– Как мужчина не смог устоять. Снял в рубежном кино свою бездарную жену.

В финале крайне заметно, что у Сарика Андреасяна сдали нервы – он понимает, что фильм забуксовал именно в драме и делает надежную раскадровку развязки Марты Файнс. Но эмоциональный накал упущен. И ничего не работает. Персонажи просто обменялись формальными репликами и потом их заслонил мамлящий ебальник Вдовиченкова. Так нельзя было делать, конечно. Но, тем не менее.

– Могу и в “Онегине-2” сыграть – пишите сценарий.

Если бы меня попросили порекомендовать экранизацию “Евгения Онегина” как литературного произведения – я выберу фильм Сарика Андреасяна. Но в плане концентрированной страсти романа, идеальных персонажей и бури эмоций – эту дуэль Сарик смертельно проиграл настоящему “Онегину” с Файнсом. Но, огромная благодарность за то, что попытка получилась настолько впечатляющей. Фильм обязателен к просмотру всем мальчикам и девочкам.

– Ты опоздал. И погубил нас обоих.

5 комментариев

  1. Лёнь чО
    17.03.2024 - 18:40

    У Адриасяна раньше ютуб канал был. Он там вёл “лекции” по ремислу))
    Лет 5 назад было. Он только тогда изумлся почему в рос кино (да и он сам) принебригают 2-3 смыслами/подсмыслами.. почему многослойности нет. Скоро и про мизансцену вспомнят.. может
    Ещё жаловался как в киношколе тупые взрослы преподы отбили желание учиться и любовь к кино в целом.
    Например, надо было написать на бумажке свой любимый фильм (ориентир), анонимно. Это 1ый курс. Сарик написал Бойцовский Клуб. Преподу пукан порвало и он начал сыпать советской киноклассикой, мол говно твой Финчер. И Адриасян преподнес всё это как страдания. Хотя препод то прав))

    Ответить
  2. Аноним
    17.03.2024 - 20:22

    Письма, карты, два ствола!

    Ответить
  3. Игорь_К
    18.03.2024 - 07:45

    Купил недавно книгу, где на полях подробно разбираются все смыслы каждого абзаца этой поэмы, с картинами, гравюрами, ссылками на те или исторические события, факты и исторический контекст дворянского (светского) Питера. Так я устал ее читать, в ней комментариев в три раза больше чем текста самого Пушкина. Фундаментальное произведение, в котором сама история любви и дуэль лишь детали эпохи и нравов. Но понятно это, само собой, не всем и не сразу. “По мотивам” можно десять фильмов сделать при желании.

    Ответить
  4. Ilygn
    19.03.2024 - 10:02

    Это практически наш Уве Болл. Сначал снимал, мягко говоря, сомнительного качества развлекательное кино. А потом стал делать серьезные фильмы, в которых оказался внезапно неплох.

    Ответить
    • FatMob
      29.03.2024 - 14:26

      Скорее “Уве Болл наоборот”, тот наоборот открыл себя в трэш-комедиях, а серьезные экранизации у него получались говном.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *